Искусство как средство воспитания студента в современном социуме

Дипломные работы на заказ

Министерство культуры Российской Федерации

Кемеровский государственный университет

культуры и искусств

Социально-гуманитарный институт

Кафедра психологии и педагогики

Курсовая работа по педагогике

Искусство как средство воспитания студента в современном социуме

Приготовила: Сизова Елизавета

студентка 4 курса

Группа РТПП-111

Проверила

Москаленко

Ирина Владимировна

старший преподаватель кафедры ПИП

Кемерово 2014

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важнейших задач современного общества на современном этапе совершенствования является воспитание всесторонне и гармонически развитой личности. Решение этой задачи зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Особую роль в формировании нового человека призвано сыграть искусство. Возрастание роли искусства в жизни общества одна из объективных закономерностей его развития. Эта закономерность обусловлена разными по своей общественной значимости причинами. Возрастание роли субъективного фактора в историческом процессе сделало воспитание всего человечества важнейшей задачей, в решение которой активно включено искусство. Усилению роли искусства способствуют также некоторые особенности современной идеологической борьбы. Искусство, обладая способностью одновременного воздействия на ум, волю, чувства человека, благодаря огромной эмоциональной действенности его идей, становится важным фактором современной жизни, непосредственно и активно участвуя в формировании мироощущения и мировоззрения. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству.

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания. Таким образом, само распространение искусства еще не есть гарантия высокой художественной образованности, не рождает автоматически хороший вкус, а создает дополнительную потребность в широкой постановке художественного образования и эстетического воспитания. Рациональность, логичность, продуманность мира, создаваемого искусством, рождает потребность в чувственной конкретности, эмоциональном богатстве. Все названные причины имеют огромное значение в воспитании студента, что в свою очередь имеет искусство.

В формировании эстетического отношения к действительности участвуют все виды искусства, каждый из которых присущими ему средствами. В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы ставится вопрос о необходимости значительного улучшения эстетического воспитания школьников с использованием богатых возможностей искусства. В связи с этим эстетическое воспитание и образование можно рассматривать как средства творческого развития личности.

Значительное внимание вопросу использования искусства в целях воспитания уделяли и уделяют многие ученые: Б.Т.Лихачев, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Б.М.Теплов, Т.Г.Козакова, Н.П.Сакулина, Л.П.Тарасова, В.С.Воронов, М.А.Некрасова, А.Б.Салтыков и другие. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов, среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Н. И. Киященко, А. С. Макаренко, Б. М. Неменский, В. А. Сухомлинский, М. Д. Таборидзе, В. Н. Шацкая, А. Б. Щербо и другие.

Объектом нашего исследования является воспитание, предметом — искусство в воспитании студента.

Прежде чем начать исследование мы предположили, что искусство оказывает огромное влияние на воспитание студента, побуждает к саморазвитию, самоконтролю, воспитанию всех духовных качеств человека.

Цель нашего исследования — изучить влияние искусства на воспитание студента в современном социуме.

Для достижения цели исследования нами определены следующие задачи:

1. раскрыть теоретические основы воспитания;

2. изучить все стороны эстетического воспитания;

3. экспериментально исследовать влияние искусства на воспитание студента.

Исследование проходило на базе Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Мы провели анкетирование 30 человек из групп РТПП-111 и РТПП-101 (Режиссура театрализованных представлений и праздников).

ГЛАВА I: ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ

1.1 ПЕДАГОГ — ВОСПИТАТЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА

В широком значении слова педагог — это мыслитель, общественный деятель, формирующий взгляды и убеждения людей, помогающий им находить свои пути в жизни. Нередко педагоги являются зачинателями новых общественных идей. Педагогом часто называют человека, чья мудрость и жизненный опыт оставили глубокий след в развитии отдельной личности и ее судьбе. В педагогическом, а следовательно, более узком и непосредственном значении педагог-учитель — это специалист, ведущий учебно-воспитательную работу с учащимися. Его задачи и функции, роль и место в общественной жизни менялись на различных этапах развития общества.

Педагоги воспитывают нового человека — всесторонне и гармонически развитого, образованного, подготовленного к жизни. Школа и семья проводят единую линию в воспитании, осуществляют ее совместно. Настоящий педагог всегда поможет отцу и матери понять сильные и слабые стороны, даст необходимый совет. В этом ключ к правильному воспитанию и усовершенствованию самих родителей как воспитателей.

Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство. С момента возникновения педагогической профессии за педагогами закрепилась прежде всего воспитательная функция. Педагог — это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Главная задача сегодняшнего дня — воспитание молодого поколения и именно педагог принимает в этом процессе активное участие.

1.2 ИСКУССТВО ВОСПИТАНИЯ

В своей жизни люди постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. Эти явления охватывают все сферы жизни: духовную, повседневного труда, общения с искусством и природой, быта, межличностных отношений — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение, удовольствие и стимулирует трудовую активность, безобразное отталкивает, а трагическое учит сочувствию.

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Это значит, что в процессе эстетического воспитания решаются две задачи: совершенствование всех составных частей эстетического сознания и формирование потребности и способности вносить в трудовой процесс и его результаты гармонию и совершенство. Для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо накопление эстетических впечатлений, развитие эмоциональных и познавательных процессов. Поэтому эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами, результаты проявляются в различных видах деятельности. Эстетическое воспитание тесно связано с другими формами воспитательной деятельности — с интеллектуальной, трудовой, нравственной, физической (5)

Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящие о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия. Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, задача эстетического воспитания формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, наконец, в-четвертых, — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Искусство имеет ведущую роль целенаправленного педагогического воздействия в эстетическом становлении человека. Например, развитие у студентов эстетического отношения к действительности и искусству, как и развитие его интеллекта, возможно как неуправляемый, стихийный и спонтанный процесс. Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, человек эстетически развивается. Б. Т Лихачев, также как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение студентов в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности (12)

Эстетическое воспитание формирует человека всеми эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством как его самым мощным средством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека в основном не для искусства, а для его активной эстетической жизнедеятельности. Однако помимо формирования эстетического отношения к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия студентов способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Большинство педагогов выделяют три ведущие задачи, которые имеют свои варианты и у других ученых, но при этом не теряют главной сути. Во-первых, это «создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям» (11). Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будут формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей. «Разносторонность и богатство знаний — основа формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их обладатель во всех способах жизнедеятельности ведет себя как эстетически творящая личность» (11). Вторая задача эстетического воспитания состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими» (11). Эта задача говорит о том, что случается, что студенты интересуются, например живописью, лишь на общеобразовательном уровне. Они торопливо смотрят картину, стараются запомнить название, художника, затем обращаются к новому полотну. Ничто не вызывает в них изумления, не заставляет остановиться и насладиться совершенством произведения. Третья задача эстетического воспитания связана с формированием у каждого воспитуемого эстетической творческой способности. Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты» (11). Суть этой задачи заключается в том, что студенты должны не только знать прекрасное, уметь им любоваться и оценивать, а он еще должен и сам активно участвовать в создании прекрасного в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях. А. В. Луначарский подчеркивал, что человек научается всесторонне понимать красоту лишь тогда, когда сам принимает участие в ее творческом создании в искусстве, труде, общественной жизни.

Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий, которые отражают психологическую сущность эстетического воспитания и позволяют судить о степени эстетической культуры человека. Большинство исследователей выделяют следующие категории: эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетического идеала, эстетической оценки. В зависимости от содержания, яркости эстетические явления способны возбуждать в человеке чувства духовного наслаждения или отвращения, возвышенные переживания или ужас, страх или смех.

В.Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: «Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты» (8). Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство — это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности. «Художественное воспитание есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве» (8). Эстетическое же воспитание гораздо шире, оно затрагивает как художественное творчество, так и эстетику быта, поведения, труда, отношений.

1.3 ВОСПИТАНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСКУССТВА

Искусство воспитывает в людях не только потребность художественного наслаждения, но и способность творческого отношения ко всем природным и общественных явлений. Благодаря особенностям своего воздействия на человека (чувственная непосредственность, эмоциональная насыщенность, побудительная сила, духовный подъем, чувство наслаждения), искусство может выполнять очень важную функцию воспитания и является одним из важнейших составных частей духовной культуры существа. Искусство удовлетворяет бесчисленные человеческие запросы и выполняет многочисленные общественные функции — коммуникативную, познавательную, воспитательную, эстетическую, компенсаторную и другие. Искусство является составной частью мира цивилизации и культуры, оно производит различные типы мировоззренческого отношения к действительности, способствует становлению человека как культурного существования. Специфичность искусства заключается в том, что оно является духовно-практическим способом освоения действительности. Искусство способно к целостному, всеобщему охвату действительности, к синтезированию обобщенного человеческого опыта, постигая мир в противоречивом единстве реального и идеального, действительного и возможного, конечного и бесконечного. Искусство осваивает имеющееся и направлено на будущее. Искусство не просто удерживает в памяти культуры человеческой способности бытия, а обнаруживает чувствительность к принципиально новому, еще не отраженному в других сферах общественного сознания. Именно поэтому искусство способно раскрывать такие стороны взаимоотношений человека и мира, не оказываются другими способами духовно-практического освоения действительности. Искусству присущ интерес к проявлениям человеческой индивидуальности, к изменениям в сфере сознания. Оно отвечает глубинной потребности человека распознавания мотивов деятельности и поступков, выявления истинно человеческого в человеке. Искусство не только дает представление о мире, но и определяет способ видения мира, определенные мировоззренческие ориентации. Оно способствует моральному и эстетическому совершенствованию личности.

Искусство оказывает широкое и многостороннее воздействие на человека. Любое произведение вызывает наше ответное чувство. Б. М. Неменский так описал это явление: «И хотя сам по себе творческий процесс создания художественного произведения как будто уже совершился, каждый человек вслед за художником творцом погружается в него всякий раз, когда воспринимает произведение искусства. Он вновь и вновь в меру своих личных способностей становится творцом, «художником», переживая жизнь как бы «душой автора» того или иного произведения, радуясь или восхищаясь, удивляясь или испытывая гнев, досаду, отвращение».

Встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется вновь ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если человек не получит собственного художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни. Жизненный опыт человека на различных стадиях его развития несколько ограничен. Задача педагога воспитать у студента способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Рассматривая проблему эстетического воспитания средствами искусства необходимо учитывать возрастные особенности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие человека лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание. Человек должен непременно испытывать одинаковую любовь ко всем видам искусства.

1.4 РОЛЬ ИСКУССТВА В СОЗДАНИИ ЛИЧНОСТИ

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Его характерная особенность — отражение действительности в художественных образах, которые действуют на сознание и чувства человека, воспитывают в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни. Волнуя и радуя, искусство раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальней всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. У человека начинает формироваться художественный вкус, то есть развитая способность чувствования и оценки совершенства и несовершенства, единства или противоположности содержания и формы в искусстве и жизни.

Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Важность искусства в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве «сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство». В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. Искусство дает огромный материал для познания жизни.

Закладываемый в самые ранние периоды становления личности художественный потенциал является в последующей уже взрослой жизни тем опосредующим звеном, через которое искусство осуществляет свое воздействие на все важные виды социального поведения. Ученые в области педагогики и психологии в своих исследованиях подтверждают наличие тесной связи между приобщенностью к искусству и развитостью творческих и познавательных способностей, сформированность нравственных установок, социальной активностью и высокой культурой общения, то есть тем, что составляет духовный мир личности.

Для тех людей, в жизни которых искусство стало неотъемлемой частью, необходимостью, как пища и воздух, эстетическое переживание представляет самостоятельную ценность, к которой они стремятся ради нее самой.

Накапливаясь в памяти, эстетические переживания взаимодействуют друг с другом, образуя эмоционально-эстетический фон, на котором приобретает особенную четкость и значимость все то, что вновь случается с человеком. Искусство в этом смысле создает критерии жизненных оценок. «Искусство, — отмечает известный психолог Л. С. Выготский, — есть организация нашего поведения на будущее, установка вперед, требование, которое, может быть, никогда и не будет осуществлено, но которое заставляет нас стремиться поверх нашей жизни к тому, что лежит за ней… Искусство можно назвать реакцией, отсроченной по преимуществу, потому что между его действием и его исполнением лежит всегда более или менее продолжительный промежуток времени» (1)

Духовное обогащение не происходит при эпизодическом, кратковременном общении с искусством. Только совокупность многих художественных влияний, которые, накапливаясь, повторяясь и закрепляясь, изменяют поведение личности, приучают ее жить так, как подсказывает искусство. Общение с подлинным искусством побуждает личность к собственному творчеству, учит глубже чувствовать эстетику реальной жизни, помогает сформировать активное отношение к действительности в целом и к художественному творчеству, в частности. На этом фоне эстетическое и художественное воспитание должно осознаваться отнюдь не как роскошь, как выдумка отдельных интеллигентов, но как настоятельная необходимость, как обязательное условие духовного прогресса общества. Воспитание вообще, будь то трудовое, нравственное, политическое, экологическое и др., не может считаться удовлетворительным, если оно не вырабатывает эстетического отношения к явлениям жизни, не побуждает действовать человека по законам красоты. Точно также эстетическое воспитание без воспитания художественного оказывается неполным и неэффективным, так как только искусству присуще свойство воспитания в человеке способности осознавать и ощущать жизнь как целое.

Эстетическое воспитание относится к тем проблемам, от решения которых во многом зависит дальнейшее развитие человеческой культуры. Во второй половине XX века проблема эстетического воспитания рассматривается многими исследователями по-новому: обостряется гуманистическая направленность проблемы в связи с глобальной задачей сохранения и развития культуры в современном обществе чрезвычайно остро встал вопрос предоставления нового статуса задачи формирования личности и прежде всего ее эстетическому воспитанию, которое способствует зарождению, укреплению и развитию эстетических, этических, художественных ценностей и мотиваций у каждого человека.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных сферах творчества. Оно связано также с нравственным воспитанием, поскольку красота является особым регулятором человеческих взаимоотношений. Таким образом, целью эстетического воспитания является человек, который раскрыл полноту своей сущности, универсальная гармоничная личность. Идеал универсальной личности как цель воспитания предусматривает ее особое отношение с универсамом, внутренне органическую причастность к нему.

Существует несколько видов искусства: литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино, хореография, архитектура, декоративное искусство и другие. Специфика каждого вида искусства в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура затрагивает другие струны человеческой души. Она передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела. Она воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. А это предполагает, что любой человек может понимать все виды искусства.

педагог эстетический искусство личность

ГЛАВА II: ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА.

2.1 МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

С объектом и предметом науки тесно связан и ее метод (от греч. methodos -путь, прослеживание). Под методом понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности.

Объект, предмет и метод любой науки тесно связаны между собой. Метод науки как бы «возвращает» нас к ее объекту, углубляет его понимание. Метод есть не внешняя форма, а душа и понятие содержания. Универсальным методом, с помощью которого ранее хотели решить все проблемы, был, по-видимому, метод проб и ошибок. Ясно, что его успешность в огромной степени зависит от количества и разнообразия проб: чем больше мы делаем попыток, тем более вероятно, что одна из них окажется наиболее удачной.

Опираясь на эту систему, педагогическая наука использует исследовательские методы трех уровней:

§ общенаучные методы, к которым обычно относят такие, как:

1. метод детерминизма, предусматривающий необходимость исследования всех явлений действительности с точки зрения их обусловленности действием тех или иных причин;

2. метод системности, требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, образовательной, психической;

3. метод развития, или диалектический метод, признающий непрерывность изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их переход от одних форм к другим;

4. эмпирический метод предполагает необходимость сбора, накопления, фиксации фактов в качестве важнейшей начальной ступени научного познания;

5. рациональный метод направлен на создание общих объяснительных схем, интерпретацию собранных фактов;

§ методы смежных с педагогикой наук, таких, как психология, социология и др., в которых широко используются исследовательские методы наблюдения, анкетирования, тестирования, интервьюирования и т.п.

§ собственно педагогические методы, обусловленные спецификой науки об образовании, ее объекта и предмета.

В конкретной ситуации ученый определяет ту или иную совокупность исследовательских методов, причем их соотношение определяется спецификой объекта педагогического исследования. Задача ученого-педагога в каждом отдельном случае состоит в том, чтобы использовать такое сочетание методов, которое позволило бы получить разносторонние сведения о развитии личности, группы или другого объекта воспитания.

Метод анкетирования. Сведения, полученные в результате анкетирования, приобретают особую ценность, если они сопоставляются с данными из других источников: наблюдений, интервью и т.п.

Изучение документов и результатов педагогической деятельности в виде письменных, статистических, технических и других материалов. К числу таких материалов относятся протоколы заседаний советов вузов, кафедр, педсоветов школ; письменные контрольные, курсовые и выпускные работы студентов, учащихся.

Для решения поставленных задач в нашем исследовании мы использовали следующую группу методов: анализ научно-методической литературы; анкетирование, сравнительный анализ полученных данных.

2.2 ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ ВИДОВ ИСКУССТВА

Выдающаяся роль и значение искусства в эстетическом воспитании бесспорно. Искусство наиболее ярко и образно раскрывает человеку мир реально существующей красоты, формирует убеждения личности, влияет на поведение и доставляет ей огромное эстетическое наслаждение. Однако автоматизма в проявлении искусством своей роли нет. Оно может и не выполнить до конца своей миссии источника духовного богатства, если человек окажется неподготовленным к его восприятию, не получит необходимого для этого минимума художественных знаний, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.

С целью изучить влияние искусства на воспитание студента в современном социуме, на основе анализа методической литературы, нами была разработана анкета. Анкетирование мы провели среди студентов старших курсов кафедры «Режиссуры театрализованных представлений и праздников» в «Кемеровском государственном университете культуры и искусств». Анкета была выстроена из 4 блоков. В каждом из которых мы постарались выявить влияние искусства на отдельные составляющие человеческих способностей.

Первым блоком вопросов мы попытались выявить пристрастия респондента и его отношение к искусству.

Затем вторым и третьим блоком вопросов мы определили влияние искусства на внутреннее состояние человека и как сам студент относится к такому влиянию.

Последний блок вопросов показал насколько респондент осведомлен тем, что искусство имеет на него влияние.

По итогам нашего исследования было выявлено, что искусство оказывает огромное влияние на духовное состояние человека, его способности к творчеству, его движению по жизни и его мировоззрение. Искусство, по мнению наших оппонентов, находится на главной стыпени в развитии человека и именно с помощью искусства человек становится личностью, обретает умение чувствовать, становится эстетически воспитанным и восприимчивым.

На первом этапе мы попытались определить предпочтения студентов в искусстве. Первым вопросом мы узнали, как часто студенты кафедры обращаются к искусству. Наибольшее количество, а именно 10 человек, ответили, что они очень часто обращаются к искусству, что говорит нам о том, что для этих студентов искусство занимает важное место в жизни. Из всех опрошенных, 7 человек ответили, что они обращаются к искусству несколько раз в день, 5 человек сказали, что искусство для них не настолько важно и обращаются они к нему редко. По 3 человека респондентов сказали, что раз в месяц и раз в полгода они встречаются с шедеврами искусства, и лишь 2 человека из всех опрошенных отметили, что не любят искусство, и вообще не обращаются к нему. Ответы оппонентов дают нам повод полагать, что искусство занимает далеко не последнее место в жизни студентов.

Следующим вопросом мы постарались выявить основные предпочтения в искусстве и получили следующие результаты: 15 человек ответили, что основным видом искусства для них является театр, 8 человек отметили музыку, для 3 человек основным видом является архитектура, и по 2 человека отметили скульптуру и живопись.

Что касается отношения семьи к пристрастиям в искусстве наших студентов, то у 20 человек семья и поддерживает, и разделят любовь к искусству, а вот 10 человек не имеют поддержки семьи в своих пристрастиях к искусству.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что на данных респондентов искусство оказывает огромное влияние, так как оно занимает одно из первых мест в жизни студентов.

2.3 ВЛИЯНИЕ ИСКУССТВА НА ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТА

Следующим этапом нашего опроса мы постарались выявить влияние искусства на внутреннее состояние студента.

Для начала мы попытались понять, может ли искусство повлиять на настроение студента. Оказалось, что для 25 человек искусство имеет влияние на настроение, однако 5 человек не разделяют этого мнения. 22 человека отмечают, что искусство, которое не нравится, может испортить настроение, что доказывает особое воздействие видов искусства на внутреннее состояние человека. Так же 28 человек отмечают, что для того, чтоб поднять себе настроение они обращаются к любимым видам искусства — идут в театр, включают веселую музыку, рисуют любимые пейзажи или просто идут к самому красивому зданию, чтобы полюбоваться.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что благодаря искусству человек может выйти из негативного состояния, а так же и погрузиться в него, следовательно, искусство оказывает особое влияние на внутренний мир человека. Оно открывает все стороны мира, все грани совершенства и несовершенства и, проникая в душу человека, открывает все грани красоты и индивидуальности человеческой души.

На вопрос: «Много ли места занимает искусство в вашей жизни?» все студенты единогласно ответили «Да», однако оказалось, что удовлетворение от обращения к направлениям искусства получают не все — 3 человека ответили отрицательно.

Следующим вопросом мы постарались определить, как студенты относятся к искусству, созданному самой природой. Мы получили следующие результаты: 8 человек ответили, что относятся положительно. 6 человек написали, что искусство природы — это гармония души, что позволяет нам сделать вывод: искусство природы позволяет человеку пробуждать в себе чувства, благодаря которым каждый человек может проявлять в себе все самые лучшие чувства и качества. Природа воспитывает человека, позволяет ему быть более восприимчивым к всему высокому и делает его более духовным и чувствительным.

Из всех оппонентов 5 человек отмечают, что искусство природы позволяет человеку творить. Благодаря природе человек видит совершенство, что позволяет ему понимать себя как такое же творение, а это значит, что и сам человек может творить и именно это понимание позволяет человеку не стоять на одном месте, а развиваться и двигаться вперед.

Природа будит воображение — так ответили 4 респондента, а другие 4 человека отмечают, что именно искусство природы воспитывает в нас истинную красоту. 3 оппонента считают, что естественная красота успокаивает.

Следующая группа вопросов была направлена на выявление у студентов знаний о воздействии искусства на человека. На вопрос «влияет ли искусство на человека» голоса разделились с небольшой разницей — 18 человек ответили положительно, а вот 12 отрицательно. Та же ситуация получилась с ответом на следующий вопрос «Влияет ли искусство на сознание человека» — 19 человек ответили положительно, однако 11 человек считают обратное.

Из всех оппонентов 23 человека считают, что искусство может помочь человеку справиться с депрессией, что позволяет сделать вывод, что именно возможность творить что-то новое дает человеку способность к движению вперед, к самореализации и воспитанию.

22 человека считают, что искусство имеет способность управлять эмоциями человека, а это значит, что с помощью искусства человек может научиться себя контролировать.

На вопрос: «Влияет ли искусство на здоровье человека», 18 человек ответили положительно. На их взгляд, искусство способно заставить человека поверить в свои собственные силы и встать на правильный путь. Оно дает человеку веру, что может побудить его к излечению как душевно, так и физически.

Последним вопросом мы постарались выявить, сможет ли человек прожить без искусства и 25 респондентов ответили отрицательно.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что искусство имеет колоссальное воздействие на человека и его способности. Оно воспитывает в человеке эстетические основы, создает почву для создания чего-то нового, рождает вдохновение и способность двигаться вперед.

Искусство делает человека живым, ведь именно благодаря взаимодействию с искусством человек жаждет нового, ищет пути решения, выходит из состояния существования и начинает жить. Искусство пробуждает все внутренние качества человека, становится мотивацией для движения, а это значит. Что именно благодаря искусству человек становится личностью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема влияние искусства на воспитание довольно неполно разработана в литературе. Однако нам удалось провести анализ существующей литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы. Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений, мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания.

Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. В учебном плане университетов закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что искусство является основным средством эстетического воспитания.

Исследование показало, что и познавательный интерес к искусству у студентов довольно велик, а наличие интереса это первое из условий успешного воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное.

Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в человеческое сознание, и средством формирования эстетических качеств личности. Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Действительно, средства искусства, используемые в учебно-воспитательном процессе, являются эффективным средством эстетического воспитания студентов.

Опытные педагоги, зная это, способны посредством искусства воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное. На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание студента, педагоги университета обеспечивает становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал. Вот те выводы, к которым мы пришли в ходе нашей работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.—С. 331-332

2. Бессонов Б. Н. Человек. Пути формирования новой личности.— М., 1988.

3. Шендрик А. И. Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития.— М., 1990.

4. Методика обучения изобразительной деятельности конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец.03.08. «Дошк. воспитание»/ Т.С.Комарова, Н.П.Сакулина, Н.Б.Халезова и др.; Под ред.Т.С.Комаровой.-3-изд., дораб.-М.: Просвещение, 1991. — 256с.: ил.

5. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство.— М., 1980.

6. Герман Ш. М., Скатерщиков В. К. Беседы об эстетике.— М., 1982.

7. Гольдентрихт С. С. О природе эстетического творчества.— М., 1977.

8. В. Н. Шацкая. Эстетическое воспитание детей в семье. — М.: Знание, 1954г.

9. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе.—М., 1973.

10. Кривцун О. А. Искусство в системе общественных отношений. М., 1982.

11. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. М., 1993

12. Лихачев Б. Т. Сущность, критерии и функции научной педагогики/ Педагогика. 1997. №6

13. Лихачев Б. Т. Экология детства: прежде и теперь// Развитие личности. 1997. №1

14. Б.М. Теплов. Психология.: УЧПЕДГИЗ, 1953

15. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. М.: Просвещение, 1979

ПРИЛОЖЕНИЕ

Здравствуйте!

1. Блок 1 (Узнать отношение к искусству, ознакомиться с предпочтениями респондента)

2. Как часто Вы обращаетесь к искусству?_______________

3. Какие направления в искусстве Вам нравятся больше всего?

4. -музыка -скульптура -архитектура -театр -живопись

5. Разделяют ли близкие Ваши пристрастия в искусстве?

6. -да -нет

7. Блок 2 (как влияет искусство на настроение)

8. Влияет ли искусство на Ваше настроение?

9. -да -нет

10. Может ли искусство, которое Вам не нравится, испортить настроение?

11. -да -нет

12. Часто ли Вы обращаетесь к искусству для поднятия настроения?

13. -да -нет

14. Блок 3 (отношение к искусству, которое может влиять на человека)

15. Много ли места искусство занимает в Вашей жизни?

16. -да -нет

17. Чувствуете ли Вы удовлетворение от обращения к направлениям искусства?

18. -да -нет

19. Как Вы относитесь к искусству, созданном природой (пение птиц, осенний пейзаж, морская гладь…)?

20. Блок 4 (выявить, знает ли респондент о влиянии искусства на человека)

21. Как Вы считаете, влияет ли искусство на способности человека?

22. -да -нет

23. Как Вы считаете, влияет ли искусство на сознание человека?

24. -да -нет

25. Как Вы считаете, может ли искусство помочь справиться с депрессией?

26. -да -нет

27. Как Вы считаете, можно ли с помощью искусства управлять эмоциями человека?

28. -да -нет

29. Как Вы считаете, влияет ли искусство на здоровье человека?

30. -да -нет

31. Как Вы думаете, человек может прожить без искусства?

32. -да -нет

Благодарим за внимание!


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17