Личность, государство, право

Дипломные работы на заказ

2

Размещено на hp://www.allbes.ru/

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный аграрный университет»

Юридический факультет

Кафедра теории и истории государства и права

Курсовая работа

По дисциплине «Теории государства и права»

На тему «Личность, государство, право»

Выполнила:

Студентка дневного отделения

1 курса 1 УП группы

Бажановой Ирины

Научный руководитель:

Кочеткова Е. А.

Оренбург 2012

Содержание

Введение

1. Соотношение государства и права

2. Правовой статус личности в современных условиях

3. Ответственность государства перед личностью

4. Права человека и гражданина: понятие и классификация

4.1 Личные права и свободы

4.2 Политические права и свободы

4.3 Экономические, социальные и культурные права

5. Правовые способы защиты личности

6. Гражданство

Заключение

Литература

Введение

В данной работе рассмотрены понятия, знакомые каждому человеку не понаслышке. Каждый из нас в той или иной мере оказывался в ситуации, когда ущемлялись его права. Естественно, что не всегда и граждане соблюдали и соблюдают свои обязанности. Взаимоотношения государства, права и личности проблема довольно сложная. Существующие права, свободы и обязанности человека и гражданина это результат длительных притязаний личности и власти, поскольку на протяжении многих веков государство притесняло правовой статус личности. Последние несколько столетий государство стало признавать и расширять права человека в различных сферах жизни общества. Вследствие этого на данный момент мы имеем достаточно широкий спектр основных прав и свобод человека и гражданина. Актуальностью данной работы является осведомленность человека и гражданина в том, какие он имеет права и обязанности, а также необходимость быть уверенным в их защищенности от каких бы то ни было посягательств и нарушений, знать, в каком порядке государство должно их обеспечивать и охранять. Целью данной курсовой работы является рассмотрение соотношения государства, права и личности. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

— изучить учебную литературу по курсу «Теория государства и права»

— описать сущность государства и права;

— раскрыть понятие правого статуса личности;

— проанализировать опыт прошедших веков по взаимоотношению государства и личности;

— произвести исследование современных точек зрения по данному вопросу.

1. Соотношение государства и права

Право представляет собой социальный феномен, оно существует только в человеческом обществе. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с иными социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и др. При этом право и общество в целом также выступают как взаимовлияющие категории. Однако в наиболее тесной взаимосвязи между собой находятся такие институты как государство и право. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. При этом можно выделить три основных направления соотношения государства и права, анализ которых позволяет выявить взаимосвязь и специфику каждого из этих явлений:

·Единство. ·Различие. ·Взаимодействие. Прежде чем перейти к анализу этих аспектов отметим, что, в зависимости от типа правопонимания соотношение государства и права двояко:1. При нормативном подходе к правопониманию государство признается первичным, а право — вторичным и подчиненным государству, производным от него. 2. Иные концепции правопонимания исходят из обратного: право первично, а государство призвано поддерживать, обеспечивать его. Соотношение государства и права находится, кроме этого, в непосредственной зависимости от того, какой политический режим сформировался в данном обществе — демократический или тоталитарный. Единство государства и права проявляется в том, что они — явления одного и того же общества, они функционируют вместе и у них общая задача: нормальное развитие и функционирование общества. Единство государства и права выражается в их происхождении, типологии, детерминированности экономическими, культурными и иными условиями, общности исторической судьбы. Государство и право выступают средствами социальной регуляции и упорядочения, аккумулируют и балансируют общие и индивидуальные интересы, гарантируют права личности. Государственное и правовое развитие — единый процесс.Однако это вовсе не означает, что все, свойственное государству, свойственно праву, и наоборот. Они являются самостоятельными образованиями, обладающими, помимо общих, и рядом специфических черт. Различия государства и права состоят в том, что, хотя они и имеют общую задачу, решают они ее по разному: государство — в сфере социального управления, право — в сфере социального регулирования. Различия вытекают уже из определения данных понятий. Государство — это прежде всего организация власти, состоящая из органов. Право — это система норм, субъективных прав, юридических операций. Государство прежде всего выражает какой-то общий интерес граждан; это организация, которая действует в интересах всего общества, для него характерен приоритет группового над индивидуальным. Право же прежде всего выражает интерес личный, индивидуальный; для него характерен приоритет индивидуальных интересов, защита отдельной личности. Государство связано с властью, с принуждением, имеет жесткие внешние проявления. Основанием права выступают категории свободы, справедливости, равенства. При известных обстоятельствах государство и право могут действовать в противоположных направлениях, конфликтовать между собой. Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Направления этого влияния таковы. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности. Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его. Как уже отмечалось выше, государство по определению — организация, тяготеющая к централизации, оно стремится подчинить себе общество. А право выражает индивидуальные интересы и пытается поставить пределы, преграды всевластию государства. Чтобы это было возможно, необходима особая конструкция государства — правовое государство. В государственно-организованном обществе в системе факторов, определяющих положение человека, именно государству принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения, которыми оно монопольно располагает. Государство — это не только особым образом организованный разряд людей, систематически занимающийся управлением и принуждением. Государство — это также внутреннее устройство общества, особый вид организации человеческого общества как целого, обеспечивающий территориальное, юридическое и политическое единение населения. Государственная организация выступает как официальный, уполномоченный представитель всего общества. В силу этого отношения между человеком и обществом носят преимущественно государственно-правовой характер, поскольку от имени общества выступает государство. В силу принципа суверенности государственной власти любой человек в пределах территории государства подпадает под его юрисдикцию. Устойчивая связь человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте гражданства (в республиках) или подданства (в монархиях). Она выражается в наличии устойчивой политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь означает юридическую принадлежность лица к конкретному государству, приобретение личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина государством внутри страны и за ее пределами. В обществе, где господствуют идеалы справедливости, гуманизма, демократии, люди стремятся гармонизировать отношения между отдельной личностью и обществом в целом, чьи интересы и призвано представлять государство. Государство рассматривается как необходимое средство согласования интересов различных социальных групп, личности и общества, как организация, подчиненная общественным интересам и контролируемая обществом. Человек, его основные права и свободы рассматриваются как конечная цель вмешательства государства в общественную жизнь и одновременно являются пределом такого вмешательства. Идеи гармонизации отношений личности и государства находят выражение, в частности, в теории и практике правовой государственности. Для правового государства характерны не только безусловная связанность всех социальных субъектов, включая государство, законом, но и идейное, законодательное и организационное признание государством незыблемости основных прав и свобод человека, их преимущества перед иными общественными и государственными установлениями. От человека требуется соблюдение всех правовых установлений и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Гегель рассматривал право как царство осуществленной свободы, реальное ее бытие. Известны кантовские положения о праве как сфере свободы; в обеспечении внешней автономии личности он видел основную цель и назначение права. Пожалуй, только Лев Толстой вопреки всему считал право насилием над личностью. «Свобода есть право делать все то и заниматься всем тем, что не вредит другому. Границы, в пределах которых каждый может двигаться без вреда для других, определяются законом, подобно тому, как граница двух полей определяется межевым столбом». Русский юрист Н.М. Коркунов также видел назначение права в разделении и согласовании интересов. Он не сводил право к «карающему мечу», заявляя: «Немыслимо право, которое бы всецело и исключительно опиралось бы на одно принуждение».

2. Правовой статус личности в современных условиях

Многообразные связи права и личности наиболее полно могут быть охарактеризованы через понятие правового статуса, в котором отражаются интересы и потребности индивида, его взаимоотношения с государством, трудовая и общественно-политическая деятельность, социальные притязания и их удовлетворение. Правовой статус определяется в науке как юридически закрепленное положение личности в обществе. Он представляет собой совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и гарантируемых государством. В рамки правового статуса включается весь комплекс прав, вытекающих из внутригосударственных узаконений, а также из тех международных документов, которые получили государственное признание и одобрение. Законодательство, юридическая практика, печать, а также международные акты о правах человека не проводят различия между понятиями «правовой статус» и «правовое положение», употребляя их в одном смысле. Они вполне взаимозаменяемы. Слово «статус» в переводе с латинского означает положение, состояние кого-либо или чего-либо. В данном случае речь идет о статусе личности, человека, гражданина. Сердцевину, основу правового статуса составляют ее права, свободы и обязанности, закреплённые в Конституции и других важнейших законодательных актах, провозглашенные в Декларации прав человека и гражданина. Это главным образом и определяет правовое положение личности в обществе, ее роль, возможности, участие в государственных делах. В разные исторические эпохи правовой статус был неодинаков. Достаточно сравнить рабовладение, феодализм, буржуазный период, чтобы убедиться в этом. Для современного юридического статуса личности в Российской Федерации характерны такие особенности как крайняя его неустойчивость, слабая социально-правовая защищенность, отсутствие надежных гарантирующих механизмов, неспособность государственных властных структур эффективно обеспечить интересы гражданина, его права, свободы, жизнь, честь, достоинство, собственность, безопасность. Появились значительные группы людей (беженцы, мигранты, перемещенные лица) вообще без четкого правового статуса. 25 миллионов граждан внезапно, помимо своей воли превратились в «иностранцев». Их положение резко ухудшилось. В свою очередь огромная масса людей из ближнего зарубежья (свыше полумиллиона) оказалась на территории России. Правовой статус — это категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре, ибо, как справедливо отмечается в литературе, «в жизни нередко встречаются примеры ложно понятого или присвоенного статуса. Если этот статус понимается неверно, то человек ориентируется на чуждые образцы поведения». Правовой статус — сложная собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия входят такие элементы, как правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа. При этом, как уже отмечалось, права и обязанности, особенно конституционные, их гарантии образуют основу правового статуса. Данное положение закреплено в статье 64 Конституции России. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. В настоящее время вопросы правового статуса личности составляют важнейшее самостоятельное научное направление в общей теории государства и права, а также в отраслевых юридических дисциплинах.

3. Ответственность государства перед личностью

Права человека следует понимать не только как средство достижения какого-либо блага, они сами материализуются в некую ценность при условии обеспечения условий жизни и гарантий. В данном случае роль государства является не просто важной, а, пожалуй, самой главной и существенной. Люди, заключившие между собой договор о создании государства, передали ему свои права в обмен на надежную защиту и гарантию своей жизни и интересов со стороны государства. Утратив свою естественную свободу, они получили свободу гражданскую. Права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют свободные рамки, которые определяет государство. Взаимная свобода людей неизбежно предполагает и ее взаимные ограничения, нисколько не нарушая при этом равноправие граждан. В отечественной научной литературе принцип соразмерности ограничений прав граждан называется принцип пропорциональности или принципом сбалансированности. Существует мнение, что содержание принципа пропорциональности, как универсально инструмента защиты основных прав и свобод, включает три основных требования к сбалансированному ограничению прав человека:

а) обоснованность ограничения (наличие прав и интересов, требующих защиты, ясное указание связи целей и средств ограничения);

б) важность целей ограничения (значимость защищаемых прав заключается в том, что защищаемые права — это основные права и своды человека и связанные ними интересы);

в) соответствие степени ограничения прав и общественной значимости целей ограничения или значимости защищаемых прав.

Президент Российской Федерации является гарантом прав и свобод граждан. Система гарантий реализаций реализуется через деятельность государства. Нельзя категорично утверждать, но думается, что право на жизнь — все-таки главное право человека. Оно было записано и провозглашено 10 декабря 1948 г. во Всеобщей декларации прав человека и имеет следующую редакцию: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность».Содержание прав человека на жизнь и роль государства в этой связи следует понимать значительно шире, чем это принято. Право на жизнь включает в себя обязательства государств не допускать войн и вооруженных конфликтов, актов терроризма, преступных посягательств на жизнь и здоровье людей. Данная проблема должна рассматриваться не только в аспекте отдельного человека, но и через призму интересов нации, народности, этноса. Государство должно гарантировать каждому человеку приемлемые стандарты жизни, предполагающие определенный уровень жилья, работы, питания, образования, социального страхования, медицины, культурного уровня и т.п.

4. Права человека и гражданина: понятие и классификация

В настоящее время права человека определяются как права, составляющие основу статуса личности в правовом государстве, считаемые прирождёнными и неотъемлемыми для каждого человека, независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, этнической или религиозной принадлежности. Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская Великая хартия вольностей (1215 г.), английский Билль о правах (1689 г.) и американский Билль о правах (1791 г.). Любая классификация прав человека в известной степени условна, поскольку некоторые права с примерно равными основаниями могут быть отнесены к разным видам и даже охватывать друг друга. Во-первых, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Впервые такое разграничение ввела упомянутая французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. Такое разграничение вытекает из теории правового государства и гражданского общества. Человеку отводится отдельное поле деятельности, независимое от государства, и движущей силой выступают его личные интересы. Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе, основанном на частной собственности, семье, всей сфере личной жизни, и опирается на естественные права человека, принадлежащие ему от рождения. Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения, призвано ограждать их не только от своего, но и от чьего бы то ни было вмешательства. Таким образом, в гражданском обществе на основе прав человека создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ёе независимости от любого незаконного вмешательства. Права гражданина охватывают сферу отношений индивида с государством, в которой он рассчитывает не только на ограждение своих прав от незаконного вмешательства, но и на активное содействие государства в их реализации. Все статьи главы 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» последовательно различают права и свободы по указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, Конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории России, независимо от того, является ли он гражданином РФ, иностранцем или лицом без гражданства. Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 Конституции РФ сформулированы права, принадлежащие только гражданам Российской Федерации. Это преимущественно политические права :право собраний, митингов, демонстраций; право участвовать в управлении делами государства; избирать и быть избранным; право равного доступа к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право на обращение. Однако ст. 36 закрепляет социально-экономическое право частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями. Только на граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства или выдачи другому государству (ст. 61); возможность иметь гражданство иностранного государства: двойное гражданство (ст. 52). В этой связи следует обратить внимание на формулировки Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто не может быть лишен свободы на том основании, что он не в состоянии выполнить какое-либо договорное обязательство» (ст. 11); «все лица равны перед судами и трибуналами» и др. Личные права сформулированы применительно к человеку, который может быть, а может и не быть гражданином того или иного государства. Однако ст. 5, закрепляющая политические права (право на участие в ведении государственных дел, право голосовать и быть избранным, допуск в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Во-вторых, в науке права человека традиционно делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные права. В действующей Конституции Российской Федерации данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна сгруппированность по указанным критериям.

4.1 Личные права и свободы

1. Право на жизнь

Данное право закреплено всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Конституция Российской Федерации закрепляет данное право в ст. 20: «Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей».

2. Достоинство личности.

Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

3. Право на свободу и личную неприкосновенность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Право на свободу есть ни что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые не противоречащие закону поступки. В неразрывной связи с ним находится личная неприкосновенность человека, охватывающая его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Человек имеет право сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь.

4. Право на частную жизнь.

Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

5. Неприкосновенность жилища.

В принципе, неприкосновенность жилища является составной частью частной жизни. Никто не праве проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, предусмотренных федеральным законом, или на основании судебного решения. Правом на охрану жилища являются лица, являющиеся его собственниками, арендаторами или проживающих по договору найма.

6. Национальная принадлежность.

Т.к. Россия является многонациональной страной, то до недавнего времени национальность являлась основанием дискриминации и в тоже время рассматривалась как гордость каждого человека. Право определять свою национальную принадлежность зафиксировано в ст.26 Конституции РФ: каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

7. Свобода передвижений и места жительства.

Данное право принадлежит каждому, кто законно находится на территории страны. Следовательно, этого права лишены все те лица, которые проникли в страну с нарушением визового режима или законодательства о въезде. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

8. Свобода совести и вероисповедания.

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

9. Свобода мысли и слова.

Мысль — неотъемлемое свойство каждого человека. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Человека можно заставить говорить не то, о чем он думает, но заставить человека думать или не думать по желанию невозможно. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

10. Государственная защита прав человека.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

11. Судебная защита.

Закреплению права на судебную защиту посвящены несколько статей Основного Закона Российской Федерации. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

12. Право на получение квалифицированной юридической помощи.

В Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

13. Право на возмещение вреда.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ).

4.2 Политические права и свободы

Данные права могут быть реализованы как индивидуально, так и совместно с другими людьми. Отличительной чертой политических прав от личных является то, что многие из них принадлежат исключительно только гражданам РФ. Основные политические права начинают действовать непосредственно с момента достижения гражданином Российской Федерации совершеннолетия.

1.Право на объединение.

2.Право на мирные собрания и публичные манифесты.

3.Право участвовать в управлении делами государства.

4.Право избирать и быть избранным.

5.Равный доступ к государственной службе.

Обратимся теперь к праву граждан на равный доступ к государственной службе. Это одна из новых норм для Конституции Российской Федерации. Ее включение означает не только приведение Конституции и законодательства в соответствии с нормами международного права, но и снятие ограничения на партийность , национальность, родственники за границей и т.д. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб.: изд-во Лексикон, 2001. С.114.

6.Право участвовать в отправлении правосудия.

7.Право обращений.

4.3 Экономические, социальные и культурные права

Эти права составляют третий, но не менее важный, пласт прав и свобод человека.

-Право на экономическую деятельность.

-Право частной собственности.

Данное право принадлежит каждому и является одной из основ конституционного строя. Закрепление в Конституции этого права означает не только признание основного права демократического режима, но и основания перехода к рыночной экономике, к свободному гражданскому обществу.

-Трудовые права и свободы.

-Защита материнства, детства и семьи.

01 сентября 2009 года Дмитрий Медведев подписал Указ об учреждении должности уполномоченного по правам ребенка при президенте РФ и назначил на нее Алексея Голованя. Для выполнения возложенных на него обязанностей Уполномоченному предоставляется ряд прав, в том числе право запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти необходимые сведения и материалы, беспрепятственно посещать федеральные органы государственной власти, проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными органами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти и должностных лиц, направлять в федеральные органы исполнительной власти обращения, содержащие рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав и интересов ребенка.

-Право на социальное обеспечение.

-Право на жилище.

-Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

-Право на благоприятную окружающую среду.

-Право на образование.

-Свобода творчества.

Данная свобода, закрепленная в ст.44 Основного Закона РФ, означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления не вправе вмешиваться в творческую деятельность граждан.

-Право на участие в культурной жизни.

5. Правовые способы защиты личности

Защита субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляется в предусмотренном законом порядке, то есть посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты. Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

В науке гражданского права различают две основные формы защиты:

Юрисдикционная форма защиты.

Неюрисдикционная форма защиты.

Под юрисдикционной формой защиты понимается деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, вышестоящую инстанцию и т. д.) которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Однако, внутри юрисдикционной защиты гражданских прав выделяют общий и специальный порядок защиты нарушенных или оспариваемых гражданских прав. Под общим порядком защиты, понимается защита гражданских прав и охраняемых законом интересов в судебном порядке. Это отражено в ч. 1 ст. 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ): «Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд». Как показывает практика, основная масса гражданско-правовых споров рассматривается городскими (районными) судами, областными судами и иными судами общей юрисдикции. Помимо вышеперечисленных судов общей юрисдикции споры, возникающие в процессе предпринимательской деятельности, разрешают арбитражные суды Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом «О третейских судах в Российской федерации» по соглашению участников гражданского правоотношения спор между ними может быть передан на разрешение третейского суда. В тех случаях, когда конституционные права и свободы граждан нарушены или могут быть нарушены законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, граждане обладают правом на обращение в Конституционный Суд РФ.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ:

1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. В качестве средства судебной защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов выступает, по общему правилу, иск. Иск — это, с одной стороны, обращенное к суду требование об отправлении правосудия, а с другой, это обращенное к ответчику материально-правовое требование о выполнении лежащей на нем обязанности или о признании наличия или отсутствия правоотношения. В некоторых, предусмотренных законом случаях, средством судебной защиты является заявление. Например, заявление используется при защите своих прав в порядке особого производства.

Еще одним средством защиты является жалоба. Например, при обращении гражданина или юридического лица в Конституционный Суд РФ. Под специальным порядком защиты гражданских прав и охраняемых законом интересов понимается административный порядок их защиты. Данный порядок закреплен в ч. 1 ст. 11 ГК РФ: «Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд». Он применяется в виде исключения из общего правила, то есть только в прямо указанных в законе случаях. Средством защиты гражданских прав, осуществляемой в административном порядке, является жалоба, подаваемая в соответствующий управленческий орган лицом, права и законные интересы которого пострадали в результате правонарушения. В некоторых случаях в соответствии с законом применяется смешанный, то есть административно-судебный порядок защиты нарушенных гражданских прав. В этом случае потерпевший, прежде чем предъявить иск в суд, должен обратиться с жалобой в государственный орган управления. В таком порядке разрешаются, например, отдельные споры патентного характера, некоторые дела, возникающие из правоотношений сфере управления.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам. В ГК РФ указанные действия объединены в понятие «самозащита гражданских прав» и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав. Самозащита гражданских прав допускается тогда, когда потерпевший располагает возможностями правомерного воздействия на нарушителя, не прибегая к помощи судебных или иных правоохранительных органов. В рамках такой формы защиты обладатель нарушенного или оспариваемого права может использовать различные способы самозащиты, которые должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. В качестве примера самозащиты гражданских прав можно привести действия лица в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости соответственно статьи 1066 и 1067 ГК РФ. А также, например, поручение выполнения работы, не сделанной должником, другому лицу за счет должника — ст. 397 ГК РФ.

Способы защиты гражданских прав

Под способом защиты субъективных гражданских прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на нарушителя.

Перечень этих мер законодательно закреплен в ст. 12 ГК РФ:

Признания права.

Самозащиты права.

Присуждения к исполнению обязанности в натуре.

Возмещения убытков.

Взыскания неустойки.

Компенсации морального вреда.

Прекращения или изменения правоотношения.

Неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Иными способами, предусмотренными законом.

Данные способы можно подразделить на:

Способы, применение которых возможно только судом. Например, признание оспоримой сделки недействительной, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Способы, которые могут быть использованы как по решению суда, так и самостоятельно стороной, чьё право было нарушено. Например, возмещение убытков, взыскание неустойки.

Способы, которые могут быть применены государственными органами, осуществляющих защиту гражданских прав в административном порядке и только в случаях, предусмотренных законом. Например, при совершении действий, запрещенных статьями 5 и 6 (включение в договор дискриминационных условий, повышение, снижение или поддержание цен на торгах и т. д.) Федерального Закона о конкуренции, антимонопольные органы вправе применить к нарушителю меры защиты на основании ч. 2 ст. 11 ГК РФ. В таких случаях компетентные органы вправе направит нарушителю предписание, обязывающее устранить выявленные нарушения прав других участников правоотношений. Однако при отказе выполнить предписание необходимо обратиться в суд, так как только суд может принять обязательное для всех решение о признании договора недействительным, об изменении или расторжении договора и т. д.Отдельным способом защиты гражданских прав выделяют самозащиту. Как видно из названия защита нарушенных или оспариваемых прав осуществляется без участия суда. Она осуществляется самостоятельно стороной, заинтересованной в восстановлении своих прав.

Непосредственно в ГК РФ перечислены способы, наиболее часто встречающиеся в судебной и хозяйственной практике. Приведенный в ст. 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим. В качестве подтверждения в этой же статье сказано, что защищать свои прав можно иными способами. Однако, важным условием применения иного способа защиты является его законодательное закрепление в другом законе. Иными словами такой способ должен быть предусмотрен законом.

Например, опровержение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию — ст. 152 ГК РФ; защита залогодержателем своих прав на предмет залога — ст. 347 ГК РФ.

Принципиально важным является возможность защиты путем запрещения действий не только уже нарушающих право, но и только создающих угрозу его нарушения.

6. Гражданство

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей. До 1917 года в России понятия гражданства не существовало. Все жители Российской империи считались подданными. Декрет ВЦИК «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» от 23 (10) ноября 1917 года отменил подданство и установил общее для всего населения России наименование «граждане Российской Республики». Действующая Конституция закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом (ст. 6). Таким законом в настоящее время является Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г., вступившего в силу 6 февраля 1992 года. В части первой статьи 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства. Это связано прежде всего с тем, что законодательство республик, входящих в состав Российской Федерации, устанавливает гражданство данных субъектов Федерации. Единство гражданства означает следующие: граждане России, постоянно проживающие на территории республики, являются одновременно и гражданами этой республики. В соответствии с Законом о гражданстве Российской Федерации прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой и прекращение гражданства республики в ее составе. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства независимо от оснований его приобретения. В законодательстве ряда зарубежных стран наблюдается иная картина: там введены определенные ограничения в приобретении гражданства в зависимости от оснований приобретения. Россия идет по более демократическому пути. Она не ставит различий в правах граждан в зависимости от того как и когда оно было приобретено. Проживание гражданина России за ее пределами не изменяет его гражданства. Заключение или расторжение брака гражданина России с лицом, не принадлежащим к гражданству РФ, тоже не влечет за собой изменения гражданства. Изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечет изменения гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей. Принадлежность лица к гражданству того или иного государства имеет существенное значение, поскольку гражданин обладает в отношении государства всеми правами и свободами, а государство защищает своего гражданина, где бы он не находился. Гражданство — это наделение гражданина не только соответствующими правами и свободами, но и обязанностями. В Конституции подчеркивается, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности. Следует отметить, что граждане Российской Федерации законно находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы государственной власти РФ и ее субъектов. Только граждане обязаны защищать наше отечество и нести некоторые другие обязанности. Одной из важных гарантий использования гражданином Российской Федерации своих прав и свобод является закрепление в ст. 6 Конституции РФ положения, исключающего возможность лишения гражданина его гражданства. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства и выслан за пределы Российской Федерации. Он не может быть также выдан другому государству иначе как на основании закона или международного договора РФ. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство и за ее пределами. Приобретение гражданства Российской Федерации. Гражданство — это первый и основополагающий элемент правового статуса личности. Гражданство дает объем прав, свобод и обязанностей конкретному лицу. Ст. 6 Конституции РФ говорит, что приобретение гражданства происходит в соответствии с федеральным законом .

право человек гражданин конституция

Заключение

В данной курсовой работе была рассмотрена взаимосвязь государства права и личности, их особенности и соотношения, и выяснено, что закон и власть взаимосвязаны, ведь вместе с законом появляются органы, которые контролируют их соблюдение. Право возникает из обычаев, которым был необходим более императивный регулятор. Также существует точка зрения, будто право возникает еще до государства, то есть закон — это наиболее совершенная норма права. И все же основная версия заключается в том, что государство и право появились и развивались единовременно, и, тем не менее, это два самостоятельных явления, между которыми существует некая граница. У каждого из них своя жизнь и множество расхождений. Государство олицетворяет силу, а право тем временем — волю. Государство воздействует на право. Оно его формирует, совершенствует, охраняет, помогает в реализации. Без ведома государства право создавать никто не может. В свою очередь право играет важную роль в возникновении и развитии государства. Посредством права реализуются его задачи и функции, проводится внешняя и внутренняя политика и т.д. Таким образом, право — это неотъемлемое составляющее государства. Государство взаимосвязано не только лишь с правом, но и с личностью. Государство призвано гарантировать права и свободы человека и гражданина, охранять их от нарушений. Конституция нашей страны гласит, что права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, но немаловажную роль играет и ответственность человека перед другими людьми, перед обществом в целом. Отношения государства и личности должны быть основаны на взаимной ответственности, то есть личность должна отвечать перед государством за свои поступки. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. Если в обществе созданы все усилия для того, чтобы заработать, а гражданин их не использует, говорить об ответственности государства в данном случае не имеет смысла. Люди, заключившие между собой договор о создании государства, передали ему свои права, а государство в обмен на это должно обеспечить им надежную защиту своей жизни и своих интересов. Связь права и личности можно раскрыть через понятие правовой статус, который означает положение личности в обществе. Он представляет собой совокупность всех прав и обязанностей, а также законных интересов личности. Но есть и различные категории людей, не имеющие четкого правового статуса. Это мигранты, беженцы, а так же перемещенные лица. Основу правового статуса составляют права, обязанности и их гарантии, закрепленные в Конституции Российской Федерации. Он состоит из таких элементов как: правовые нормы, устанавливающие данный статус; правосубъектность; основные права и обязанности; законные интересы; гражданство; юридическая ответственность; правовые принципы; правоотношения общего типа. Свое отражение в праве находит свобода в понимании определенного социального состояния общества. Свобода — это право делать то, что не вредит другому. Права и свободы человека являются естественными и неотчуждаемыми, а их признание, соблюдение и защита — обязанность государства. Если же они оказались нарушены, то каждый российский гражданин вправе обратиться в международные органы по их защите. Из данной работы можно сделать вывод о том, что взаимоотношения государства, права и личности строятся на правах и обязанностях человека и гражданина. Государство призвано гарантировать и защищать права и свободы личности, а личность в свою очередь обязана соблюдать обязанности, которые диктует государство. И в том и другом случае невозможно обойтись без права. Оно выступает регулятором поведения человека, а так же предотвращает произвол. Не выходить за рамки должного, дозволенного и не нарушать интересы общества — это юридическая обязанность личности. Обязанности — это способ обеспечения прав. Задачи, поставленные в данной работе, выполнены, следовательно, достигнута цель.

Литература

1. Ануфриев В.А.Социальный статус и активность личности. М., 1984. С.178-179.

2. Аржанов М.А. Государство и право в их соотношении. М., 1960. С. 35

3. Бадирян Г.М. Права и личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания// Государство и право. 2006. №8. С.59.

4. . Брынцева Г., Уполномочен любить // Российская газета, 2009, № 4995(171). —

5. Варламова Н.В. Права человека как предмет юридической интерпретации. // Государство и право. 2009. №2.

6. Васильев Д.А. Теория государства и права. М., 2007.

7. В.И.Власов, М., 2003 год. Теория государства и права (100 экзаменационных ответов).

8. Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека. // Журнал российского права. 2005. №2.

9. Всеобщая декларация прав человека. Принята генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г// Российская газета от 5 апреля 1995.

10. Вышинский А.Я. Вопросы теории государства и права. М.,1949.

11. Гражданский кодекс РФ.

12. Закон РФ «О гражданстве РФ» от 28 ноября 1991 г.

13. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве.// Правоведение. 1992. №3.

14. Кант И. Сочинения. Т. 4. Ч. 2. М., 1962.

15. Коркунов Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909.

16. Кузьмин А.В., Карчевская Н.И., Терских И.Ю. Некоторые проблемы реализации законотворческой функции политической партии как института гражданского общества. // История государства и права. 2008. № 12.

17. Лазарева В.В. //Общая теория государства и права. М., 1996.

18. Лукашева Е.А. Права человека, правовая политика и нравственность. Монография. -М.: Сборник «Правовая политика и пути совершенствования правотворческой деятельности в Российской Федерации», 2006.

19. Макаров О.В. Соотношение права и государства.//Государство и право.1995. №5.

20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 1

21. Мархгейм М.В., Гавришов Д.В. Проблемы развития юридического содержания права граждан на информацию. // История государства и права. 2008. № 10.

22. Малько А.В., Субочев В.В. Законный интерес и юридическая обязанность: актуальные вопросы соотношения. // История государства и права. 2004. №5.

23. Неновски Н. единство и взаимодействие государства и права. М., 1982.

24. Пчелинцев С.В. Пределы ограничения прав и свобод человека в условиях особых правовых режимов: современные подходы.// Журнал Российского права. 2005. №8

25. Рассказов Л.П., Упоров И.В. Естественные права человека. СПб.: изд-во Лексикон, 2001.

26. Российская газета от 25 декабря 1993 года.

27. Соколова Н.В. Институт гражданства в России в механизме правового статуса граждан. // История государства и права. 2009. №2.

28. «Свобода бывает там, — писал он, — где господствует закон, а не произвол». Гегель. Философия права. М., 1990.

29. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М.: изд-во БЕК. 1993. С

30. Черниченко С.В. Личность и международное право. М., 1974.

Размещено на Allbes.ru


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17