Оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического инструмента исследования

Дипломные работы на заказ

Белорусский национальный технический университет

Автотракторный факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического инструмента исследования»

Минск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СУБЪЕКТОВ, ОБЪЕКТОВ И ФАКТОРОВ ОГРАНИЧЕНИЯ

3. ХАРАКТЕРИСТИКА СОБЫТИЙ И РАБОТ, ПОСТРОЕНИЕ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

4. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

5. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического инструмента исследования обусловлена следующим: сокращением затрат времени на маршруте, что дает возможность повысить производительность и является актуальным на сегодняшний день.

Оптимизация — это своевременное выполнение каждой из работ с наименьшими затратами времени.

Целью данной курсовой работы является оптимизация транспортного маршрута с использованием логистического инструмента исследования.

На основании поставленной цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:

— постановка задачи;

— охарактеризовать субъекты, объекты и факторы ограничения;

— дать характеристику событиям и работам;

— построить сетевой график;

— рассчитать параметры сетевого графика;

— оптимизировать сетевой график.

Объектом исследования являются 5 маршрутов сетевого графика.

Оптимизация сетевого графика показала следующее:

— уменьшение затрат времени на рассматриваемом маршруте на 4 минуты;

— уменьшение коэффициента напряженности на 0,061.

1. Постановка задачи

Необходимо добраться из дома, находящегося по адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26 кв.3, до работы, находящейся в гипермаркете «BIGZZ»по адресу Минская область, Минский район, пересечение Логойского тракта и МКАД. Дата 26 октября 2013г, время начала движения 10:00. День недели — суббота.

Маршрут 1.Автобус

Мне необходимо выйти во двор дома и пройти пешком до ближайшего остановочного пункта автобуса №87с. В данном случае это остановка «Котовского». Затем на автобусе совершить движение согласно его маршруту до конечной остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 2. Маршрутное такси

Необходимо выйти во двор дома. После чего, пройти пешком до ближайшего остановочного пункта маршрутного такси №1187. В данном случае — остановка «Котовского. Затем совершить движение согласно ее маршруту до конечной остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 3. Метро + маршрутное такси

Необходимо выйти во двор дома. Затем пройти пешком до ближайшей станции метро, в данном случае — станция метро «Автозаводская». Зайти на станцию и проехать до станции метро «Немига». После чего выйти из вагона и подняться на ближайшую остановку маршрутного такси №1053. В данном случае — остановка «станция метро Немига». И совершить движение согласно ее маршруту до конечной остановки. В данном случае — остановка «Экспобел». После оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 4. Городское такси

Перед выходом я позвонила в службу такси 7788, для вызова такси, по адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26. Мне сказали ожидать машину. Я вышла во двор и подождала пока приедет такси. Оно следовало по маршруту г. Минск, ул. Орджоникидзе д. 26 — ул. Центральная — пр-т Партизанский — МКАД — Логойский тракт. После прибытия в конечную точку маршрута оставшуюся часть пути прошла пешком.

Маршрут 5. Автомобиль соседа

Накануне вечером я зашла к соседу по лестничной клетке в гости и узнала, что он собирается завтра с утра ехать в гипермаркет «BIGZZ», тогда я его попросила, чтоб он меня подвез, сосед согласился.

На следующее утро я вышла во двор дома, где меня уже ждал сосед, сидя в машине. Я подошла к машине, села и мы поехали согласно маршруту: г. Минск ул. Орджоникидзе д. 26 — ул. Центральная — пр-т Партизанский — МКАД — Логойский тракт. После прибытия в конечную точку маршрута оставшуюся часть пути прошла пешком.

2. Характеристика субъектов, объектов и факторов ограничения

Субъекты: кондуктор, водитель маршрутного такси, диспетчер службы такси, водитель такси, сосед.

Объекты: автобус, маршрутное такси, электропоезд, автомобиль такси, автомобиль соседа.

Ограничения: с собой: ручная кладь весом 1 кг, день недели — суббота, проездной на метро, денежная сумма в размере 100 000 рублей.

Маршрут 1. Автобус

Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во двор дома, затем пройти пешком со двора дома до ближайшего остановочного пункта автобуса №87с. В данном случае это остановка «Котовского». Дождаться автобуса указанного маршрута, зайдя в автобус необходимо приобрести талон у кондуктора. На автобусе совершается движение согласно его маршруту до конечной остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего необходимо выйти из автобуса и оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 2. Маршрутное такси

Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во двор дома. После чего, пройти пешком со двора дома до ближайшего остановочного пункта маршрутного такси №1187. В данном случае — остановка «Котовского». Подождать маршрутное такси, зайти и оплатить водителю проезд. Затем совершить движение согласно ее маршруту до конечной остановки ДС «Зеленый луг-6». После чего выйти из нее и оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 3. Метро + маршрутное такси

Необходимо спуститься с первого этажа дома пешком, выйти из подъезда во двор дома. Затем пройти пешком со двора дома до ближайшей станции метро, в данном случае — станция метро «Автозаводская». Спуститься в подземный переход, зайти на станцию, спуститься на перрон, подождать пока прибудет электропоезд, после чего сесть в него и проехать до станции метро «Немига», которая также находится на автозаводской линии метро. После чего выйти из вагона, подняться по лестнице, выйти из станции, пройти по подземному переходу и выйти из него на ближайшую остановку маршрутного такси №1053. В данном случае — остановка «станция метро Немига». Затем подождать маршрутку и после ее прибытия сесть в нее, и оплатить водителю проезд. Совершить движение согласно ее маршруту до конечной остановки. В данном случае — остановка «Экспобел». После прибытия маршрутки на конечную остановку необходимо выйти из нее и оставшуюся часть пути пройти пешком.

Маршрут 4. Городское такси

Перед выходом из дома я позвонила в службу такси 7788, для вызова такси, по адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26. Мне диспетчер такси сказала ожидать машину. Я вышла из квартиры, спустилась с первого этажа дома пешком, вышла из подъезда во двор и подождала пока приедет такси, после чего села в него и поехала. Перед этим сказав водителю, что едем по счетчику. Оно следовало по маршруту г. Минск, ул. Орджоникидзе д. 26 — ул. Центральная — пр-т Партизанский — МКАД — Логойский тракт. После прибытия в конечную точку маршрута я вышла из такси и оставшуюся часть пути прошла пешком.

Маршрут 5. Автомобиль соседа

Накануне вечером я зашла к соседу по лестничной клетке в гости и узнала, что он завтра утром собирается поехать в гипермаркет «BIGZZ», тогда я его попросила, чтоб он меня подвез, сосед согласился.

На следующее утро я вышла из квартиры, спустилась с первого этажа дома пешком, вышла из подъезда во двор дома, где меня уже ждал сосед, сидя в машине. Я подошла к машине, села и мы поехали согласно маршруту: г. Минск ул. Орджоникидзе д. 26 — ул. Центральная — пр-т Партизанский — МКАД — Логойский тракт. После прибытия в конечную точку маршрута я вышла и оставшуюся часть пути прошла пешком.

3. Характеристика событий и работ, построение сетевого графика

транспортный маршрут сетевой график

Рисунок 3.1 — Сетевой график

Таблица 3.1 — Характеристика событий и работ

Порядковый номер события

Событие

Шифр работы

Работа

Время, мин.

Субъекты

1

2

3

4

5

6

0

Решение поехать на работу принято (с ул. Орджоникидзе д.26)

Дата: 26 октября 2013г. Время: 10:00 утра

0-1

Движение с первого этажа дома до остановки «Котовского» пешком

5-7

0-6

Движение с первого этажа во двор дома, по ул. Орджоникидзе д.26, пешком

1-2

0-11

Движение с первого этажа дома к станции метро «Автозаводская», пешком

9-11

1

Пришла на остановку «Котовского»

1-2

Ожидание автобуса №87с

1-3

Ожидание маршрутного такси №1187

2

Села в автобус

2-4

Поездка в автобусе и покупка талона

3

Села в маршрутное такси

3-5

Поездка в маршрутном такси и оплата проезда

водитель

4

Вышла на конечной остановке ДС «Зеленый луг-6» из автобуса

4-17

Движение от остановки к конечному пункту

11-13

5

Вышла на конечной остановке маршрутного такси №1187

5-17

Движение от конечной остановки до пункта назначения, пешком

3-5

6

Вышла во двор дома по ул. Орджоникидзе д.26

6-7

Ожидание автомобиля друга

6-8

Ожидание такси

7

Села в автомобиль друга

7-9

Поездка в автомобиле друга до остановки ДС «Зеленый луг-6»

8

Села в такси службы 7788

8-10

Поездка в такси до пересечения Логойского тракта и МКАД (остановка «Экспобел»)

водитель такси

9

Вышла из автомобиля друга на остановке ДС «Зеленый луг-6»

9-17

Движение от остановки до конечного пункта

11-13

10

Вышла из такси на остановке «Экспобел»

10-17

Движение от остановки до пункта назначения

3-5

11

Пришла на платформу станции метро «Автозаводская»

11-12

Ожидание электропоезда

12

Села в электропоезд

12-13

Поездка в электропоезде до ст. м. «Немига»

13

Приехала на станцию метро «Немига»

13-14

Движение от станции метро «Немига» к остановке маршрутного такси №1053

3-5

14

Пришла на остановку маршрутки №1053

14-15

Ожидание маршрутного такси №1053

15

Села в маршрутное такси №1053

15-16

Поездка в маршрутке до конечной остановки

водитель

16

Вышла из маршрутки

16-17

Движение от остановки до пункта назначения

3-5

17

Стою в пункте назначения (конечный пункт достигнут)

4. РАСЧЕТ ПАРАМЕТРОВ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

Таблица 4.1 — Характеристика событий и работ

Порядковый номер события

Событие

Шифр работы

Работа

Время, мин.

Субъекты

1

2

3

4

5

6

0

Решение поехать на работу принято (с ул. Орджоникидзе д.26)

Дата: 26 октября 2013г. Время: 10:00 утра

0-1

Движение с первого этажа дома до остановки «Котовского» пешком

6стр.18

0-6

Движение с первого этажа во двор дома, по ул. Орджоникидзе д.26, пешком

2стр.18

0-11

Движение с первого этажа дома к станции метро «Автозаводская», пешком

10стр.18

1

Пришла на остановку «Котовского»

1-2

Ожидание автобуса №87с

4[а]

1-3

Ожидание маршрутного такси №1187

1[е]

2

Села в автобус

2-4

Поездка в автобусе и покупка талона

44[б]

3

Села в маршрутное такси

3-5

Поездка в маршрутном такси и оплата проезда

33[в]

водитель

4

Вышла на конечной остановке ДС «Зеленый луг-6» из автобуса

4-17

Движение от остановки к конечному пункту

12стр.19

5

Вышла на конечной остановке маршрутного такси №1187

5-17

Движение от конечной остановки до пункта назначения, пешком

4стр.19

6

Вышла во двор дома по ул. Орджоникидзе д.26

6-7

Ожидание автомобиля друга

2стр.19

6-8

Ожидание такси

9стр.19

7

Села в автомобиль друга

7-9

Поездка в автомобиле друга до остановки ДС «Зеленый луг-6»

25стр.19

друг

8

Села в такси службы 7788

8-10

Поездка в такси до пересечения Логойского тракта и МКАД (остановка «Экспобел»)

32стр.19

водитель такси

9

Вышла из автомобиля друга на остановке ДС «Зеленый луг-6»

9-17

Движение от остановки до конечного пункта

12стр.19

10

Вышла из такси на остановке «Экспобел»

10-17

Движение от остановки до пункта назначения

4стр.19

11

Пришла на платформу станции метро «Автозаводская»

11-12

Ожидание электропоезда

2[ж]

12

Села в электропоезд

12-13

Поездка в электропоезде до ст. м. «Немига»

13[д]

13

Приехала на станцию метро «Немига»

13-14

Движение от станции метро «Немига» к остановке маршрутного такси №1053

4стр.19

14

Пришла на остановку маршрутки №1053

14-15

Ожидание маршрутного такси №1053

4[з]

15

Села в маршрутное такси №1053

15-16

Поездка в маршрутке до конечной остановки

20[г]

водитель

16

Вышла из маршрутки

16-17

Движение от остановки до пункта назначения

4стр.19

17

Стою в пункте назначения (конечный пункт достигнут)

Примечание к таблице 4.1

а) Выйдя из дома в 10:00 до остановки «Котовского» идти 6 минут, а автобус прибывает в 10:10, соответственно 10:10 — 10:06 = 4 минуты ожидания автобуса №87с. Регламент в Приложении А.

б) Поездка в автобусе составляет 44 минуты, исходя из расписания автобуса №87с. Начальная остановка «Котовского», на которую автобус прибывает в 10:10 минут, а конечная «Зеленый Луг — 6 дс» на которую автобус прибывает в 10:54, откуда следует 10:54 — 10:10 = 44 минуты. Регламент в Приложении А.

в), г) На маршрутном такси регламент не используется, принимаем среднее значение 33 минуты и 20 минут соответственно.

д)На метро регламент не используется, принимаем среднее значение 13 минут.

е) Интервал движения маршрутки №1187 по регламенту = 16 минут, а время начала ее работы в 6:39 минут, исходя из этого, после подсчетов и учета времени выхода из дома и времени до остановки вышло, что время ожидания = 1 минуте. Регламент в Приложении А.

ж) Интервал движения электропоезда с 9:00 до 16:00 = 3,5;4 минуты. Исходя из данных задачи и расчетов, ожидать электропоезд необходимо 2 минуты. Регламент в Приложении Б.

з) Интервал движения маршрутки №1053 по регламенту в среднем = 7,5 минут, а время начала ее работы в 7:06 минут, исходя из этого, после подсчетов и учета времени выхода из дома и времени до остановки вышло, что время ожидания = 4 минуты. Регламент в Приложении Б.

Таблица 4.2 — Параметры сети

Предшествующее

событие i

Последнее

событие j

tож

j

Tпj

Rj

Rпij

Rcij

tрнij

tроij

tпнij

tпоij

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

1

6

6

6

0

0

0

0

6

0

6

0

6

2

2

21

19

19

0

0

2

19

21

0

11

10

10

19

9

9

0

0

10

9

19

1

2

4

10

10

0

0

0

6

10

6

10

1

3

1

7

29

22

22

0

6

7

28

29

2

4

44

54

54

0

0

0

10

54

10

54

3

5

33

40

62

22

22

0

7

40

29

62

4

17

12

66

66

0

0

0

54

66

54

66

5

17

4

66

66

0

22

22

40

44

62

66

6

7

2

4

29

25

25

0

2

4

27

29

6

8

9

11

30

19

19

0

2

11

21

30

7

9

25

29

54

25

25

0

4

29

29

54

8

10

32

43

62

19

19

0

11

43

30

62

9

17

12

66

66

0

25

25

29

41

54

66

10

17

4

66

66

0

19

19

43

47

62

66

11

12

2

12

21

9

9

0

10

12

19

21

12

13

13

25

34

9

9

0

12

25

21

34

13

14

4

29

38

9

9

0

25

29

34

38

14

15

4

33

42

9

9

0

29

33

38

42

15

16

20

53

62

9

9

0

33

53

42

62

16

17

4

66

66

0

9

9

53

57

62

66

Использованные при расчетах условные обозначения параметров сети:

Tpj и Tпj — ранний и поздний сроки совершения события j;

Rj — резерв времени события j;

Rпij и Rcij — полный и свободный резервы работы;

tрнij и tпнij — ранний и поздний сроки начала работы;

tроij и tпоij — ранний и поздний сроки окончания работы.

При определении ожидаемого времени выполнения каждой работы, указанной на графе, использована следующая формула:

tож=(to+4tнв+tп)/6

где tо, tнв, tn — соответственно оптимистическая, наиболее вероятная и пессимистическая оценка времени выполнения работы.

По приведенным в таблице 4.2 трем оценкам времени для каждой работы рассчитывают ожидаемое время tож:

tож0-1= (5+4*6+7)/6 = 6 минут;

tож0-6 = (1+4*2+2)/6 = 2 минуты;

tож0-11 = (9+4*10+11)/6 = 10минут;

tож1-2 = 4 минуты;

tож1-3 = 1 минута;

tож2-4 = 44 минуты;

tож3-5 = 33 минуты;

tож4-17= (11+4*12+13)/6 = 12 минут;

tож5-17 = (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;

tож6-7= (1+4*2+3)/6 = 2 минуты;

tож6-8 = (8+4*9+10)/6 = 9 минут;

tож7-9 = (24+4*25+26)/6 = 25 минут;

tож8-10= (31+4*32+33)/6 = 32 минуты;

tож9-17 = (11+4*12+13)/6 = 12 минут;

tож10-17= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;

tож11-12 = 2 минуты;

tож12-13 = 13 минут;

tож13-14= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;

tож14-15= 4 минуты;

tож15-16 = 20 минут;

tож16-17= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты.

Определяем ранние сроки совершения события Tрj по формуле:

Тpj = max{Tpi+tожij}

0 = 0 минут;

1 = Tр0+ tож0-1 = 0+6 = 6 минут;

2 = Tр1+ tож1-2 = 6+4 = 10 минут;

3 = Tр1+ tож1-3 = 6+1 = 7 минут;

4 = Tр2+ tож2-4 = 10+44 = 54 минуты;

5 = Tр3+ tож3-5 = 7+33 = 40 минут;

6 = Tр0+ tож0-6 = 0+2 = 2 минуты;

7 = Tр6+ tож6-7= 2+2 = 4 минуты;

8 = Tр6+ tож6-8= 2+9 = 11 минут;

9 = Tр7+ tож7-9= 4+25 = 29 минут;

10 = Tр8+ tож8-10= 11+32 = 43 минуты;

11 = Tр0+ tож0-11= 0+10 = 10 минут;

12 = Tр11+ tож11-12= 10+2 = 12 минут;

13 = Tр12+ tож12-13= 12+13 = 25 минут;

14 = Tр13+ tож13-14= 25+4 = 29 минут;

15 = Tр14+ tож14-15= 29+4 = 33 минуты;

16 = Tр15+ tож15-16= 33+20 = 53 минуты;

17 = Tр4+ tож4-17= 54+12 = 66 минут;

171 = Tр5+ tож5-17= 40+4 = 44 минуты;

172 = Tр9+ tож9-17= 29+12 = 41 минута;

173 = Tр10+ tож10-17= 43+4 = 47 минут;

174 = Tр16+ tож16-17= 53+4 = 57 минут.

Поздние сроки выполнения события Tпj рассчитываются по формуле:

Tпi = min{Tпj — tожij}

Tп17 = Tр17 = 66 минут;

Tп16 = Tп17— tож16-17 = 66-4 = 62 минуты;

Tп15 = Tп16— tож15-16 = 62-20 = 42 минуты;

Tп14 = Tп15— tож14-15= 42-4 = 38 минут;

Tп13 = Tп14— tож13-14= 38-4 = 34 минуты;

Tп12 = Tп13— tож12-13= 34-13 = 21 минута;

Tп11 = Tп12— tож11-12= 21-2 = 19 минут;

Tп10 = Tп17— tож10-17= 66-4 = 62 минуты;

Tп9 = Tп17— tож9-17= 66-12 = 54 минуты;

Tп8 = Tп10— tож8-10= 62-32 = 30 минут;

Tп7 = Tп9— tож7-9= 54-25 = 29 минут;

Tп6 = Tп8— tож6-8= 30-9 = 21 минута;

Tп61 = Tп7— tож6-7= 29-2 = 27 минут;

Tп5 = Tп17— tож5-17= 66-4 = 62 минуты;

Tп4 = Tп17— tож4-17= 66-12 = 54 минуты;

Tп3 = Tп5— tож3-5= 62-33 = 29 минут;

Tп2 = Tп4— tож2-4= 54-44 = 10 минут;

Tп1 = Tп3— tож1-3= 29-1 = 28 минут;

Tп1 = Tп2— tож1-2= 10-4 = 6 минут;

Tп0 = Tп1— tож0-1= 6-6 = 0 минут;

Tп01 = Tп6— tож0-6= 21-2 = 19 минут;

Tп02 = Tп11— tож0-11= 19-10 = 9 минут.

Далее найдем резервы событий Rj:

Ri= Тпi — Трi

R0= Tп0— Tр0=0-0=0 минут;

R1= Tп1— Tр1=6-6=0 минут;

R2= Tп2— Tр2=10-10=0 минут;

R3= Tп3— Tр3=29-7=22 минуты;

R4= Tп4— Tр4=54-54=0 минут;

R5= Tп5— Tр5=62-40=22 минуты;

R6= Tп6— Tр6=21-2=19 минут;

R7= Tп7— Tр7=29-4=25 минут;

R8= Tп8— Tр8=30-11=19 минут;

R9= Tп9— Tр9=54-29=25 минут;

R10= Tп10— Tр10=62-43=19 минут;

R11= Tп11— Tр11 =19-10=9 минут;

R12= Tп12— Tр12=21-12=9 минут;

R13= Tп13— Tр13=34-25= 9 минут;

R14= Tп14— Tр14=38-29=9 минут;

R15= Tп15— Tр15=42-33=9 минут;

R16= Tп16— Tр16=62-53=9 минут;

R17= Tп17— Tр17=66-66=0 минут.

Определяем полные и свободные резервы (Rпij, Rcij) для всех работ:

Rпij = Тпj — Трi — tij

Rcij = Tpj — Tpi — tожij

Для работы 0-1

Rп0-1 = Тп1-Тр0-t0-1 = 6-0-6 = 0 минут;

0-1 = Тр1-Тр0-t0-1 = 6-0-6 = 0 минут;

Для работы 0-6

Rп0-6= Тп6-Тр0-t0-6 = 21-0-2 = 19 минут;

0-6 = Тр6-Тр0-t0-6 = 2-0-2 = 0 минут;

Для работы 0-11

Rп0-11 = Тп11-Тр0-t0-11 = 19-0-10 = 9 минут;

0-11 = Тр11-Тр0-t0-11 = 10-0-10 = 0 минут;

Для работы 1-2

Rп1-2 = Тп2-Тр1-t1-2 = 10-6-4 = 0 минут;

1-2 = Тр2-Тр1-t1-2 = 10-6-4 = 0 минут;

Для работы 1-3

Rп1-3 = Тп3-Тр1-t1-3 = 29-6-1 = 22 минуты;

1-3= Tр3-Tр1-t1-3 = 7-6-1 = 0 минут;

Для работы 2-4

Rп2-4 = Тп4-Тр2-t2-4 = 54-10-44 = 0 минут;

2-4 = Тр4-Тр2-t2-4 = 54-10-44 = 0 минут;

Для работы 3-5

Rп3-5 = Тп5-Тр3-t3-5 = 62-7-33 = 22 минуты;

3-5 = Тр5-Тр3-t3-5 = 40-7-33 = 0 минут;

Для работы 4-17

Rп4-17= Тп17-Тр4-t4-17 = 66-54-12 = 0 минут;

4-17= Тр17-Тр4-t4-17 = 66-54-12 = 0 минут;

Для работы 5-17

Rп5-17 = Тп17-Тр5-t5-17 = 66-40-4 = 22 минуты;

5-17 = Тр17-Тр5-t5-17 = 66-40-4 = 22 минуты;

Для работы 6-7

Rп6-7 = Тп7-Тр6-t6-7 = 29-2-2 = 25 минут;

6-7 = Тр7-Тр6-t6-7 = 4-2-2 = 0 минут;

Для работы 6-8

Rп6-8 = Тп8-Тр6-t6-8 = 30-2-9 = 19 минут;

6-8 = Тр8-Тр6-t6-8 = 11-2-9 = 0 минут;

Для работы 7-9

Rп7-9 = Тп9-Тр7-t7-9 = 54-4-25 = 25 минут;

7-9= Тр9-Тр7-t7-9 = 29-4-25 = 0 минут;

Для работы 8-10

Rп8-10 = Тп10-Тр8-t8-10 = 62-11-32 = 19 минут;

8-10 = Тр10-Тр8-t8-10 = 43-11-32 = 0 минут;

Для работы 9-17

Rп9-17 = Тп17-Тр9-t9-17 = 66-29-12 = 25 минут;

9-17= Tр17-Tр9-t9-17= 66-29-12 = 25 минут;

Для работы 10-17

Rп10-17 = Тп17-Тр10-t10-17 = 66-43-4 = 19 минут;

10-17 = Тр17-Тр10-t10-17 = 66-43-4 = 19 минут;

Для работы 11-12

Rп11-12 = Тп12-Тр11-t11-12= 21-10-2 = 9 минут;

11-12= Тр12-Тр11-t11-12 = 12-10-2 = 0 минут;

Для работы 12-13

Rп12-13= Тп13-Тр12-t12-13 = 34-12-13 = 9 минут;

12-13= Тр13-Тр12-t12-13 = 25-12-13 = 0 минут;

Для работы 13-14

Rп13-14 = Тп14-Тр13-t13-14 = 38-25-4 = 9 минут;

13-14 = Тр14-Тр13-t13-14 = 29-25-4 = 0 минут;

Для работы 14-15

Rп14-15 = Тп15-Тр14-t14-15 = 42-29-4 = 9 минут;

14-15 = Тр15-Тр14-t14-15 = 33-29-4 = 0 минут;

Для работы 15-16

Rп15-16= Тп16-Тр15-t15-16 = 62-33-20 = 9 минут;

15-16= Тр16-Тр15-t15-16= 53-33-20 = 0 минут;

Для работы 16-17

Rп16-17= Тп17-Тр16-t16-17 = 66-53-4 = 9 минут;

16-17= Тр17-Тр16-t16-17= 66-53-4 = 9 минут.

В заключении определяем ранние и поздние сроки начала и окончания работ (tрнij, tпнij, tроij, tпоij) по следующим формулам:

tрнij = Трi

tpoij=Tpi + tожij

tпнij = Tпj — tожij

tпоij = Tпj

Для работы 0-1

tрн0-1= Tр0 = 0 минут;

о0-1= Tр0+t0-1 = 0+6 = 6 минут;

tпн0-1= Tп1— t0-1 = 6-6 = 0 минут;

tпо0-1= Tп1 = 6 минут;

Для работы 0-6

tрн0-6= Tр0 = 0 минут;

tро0-6= Tр0+t0-6 = 0+2 = 2 минуты;

tпн0-6= Tп6— t0-6 = 21-2 = 19 минут;

tпо0-6= Tп6 = 21 минута;

Для работы 0-11

tрн0-11= Tр0 = 0 минут;

tро0-11= Tр0+t0-11 = 0+10 = 10 минут;

tпн0-11= Tп11— t0-11 = 19-10 = 9 минут;

tпо0-11= Tп11 = 19 минут;

Для работы 1-2

tрн1-2= Tр1 = 6 минут;

tро1-2= Tр1+t1-2 = 6+4 = 10 минут;

tпн1-2= Tп2— t1-2 = 10-4 = 6минут;

tпо1-2= Tп2 = 10 минут;

Для работы 1-3

tрн1-3= Tр1 = 6 минут;

tро1-3= Tр1+t1-3 = 6+1 = 7 минут;

tпн1-3= Tп3— t1-3 =29-1 = 28 минут;

tпо1-3= Tп3 = 29 минут;

Для работы 2-4

tрн2-4= Tр2 = 10 минут;

tро2-4= Tр2+t2-4 = 10+44 = 54 минуты;

tпн2-4= Tп4— t2-4 = 54-44 = 10 минут;

tпо2-4= Tп4 = 54 минуты;

Для работы 3-5

tрн3-5= Tр3 = 7 минут;

tро3-5= Tр3+t3-5 = 7+33 = 40 минут;

tпн3-5= Tп5— t3-5 = 62-33 = 29 минут;

tпо3-5= Tп5 = 62 минуты;

Для работы 4-17

tрн4-17= Tр4 = 54минуты;

tро4-17= Tр4+t4-17 = 54+12 = 66 минут;

tпн4-17= Tп17— t4-17 = 66-12 = 54 минуты;

tпо4-17= Tп17 = 66 минут;

Для работы 5-17

tрн5-17= Tр5 = 40минут;

tро5-17= Tр5+t5-17 = 40+4 = 44 минуты;

tпн5-17= Tп17— t5-17 = 66-4 = 62 минуты;

tпо5-17= Tп17 = 66 минут;

Для работы 6-7

tрн6-7= Tр6 = 2минуты;

tро6-7= Tр6+t6-7 = 2+2 = 4 минуты;

tпн6-7= Tп7— t6-7 = 29-2 = 27 минут;

tпо6-7= Tп7 = 29 минут;

Для работы 6-8

tрн6-8= Tр6 = 2минуты;

tро6-8= Tр6+t6-8 = 2+9 = 11 минут;

tпн6-8= Tп8— t6-8 = 30-9 = 21 минута;

tпо6-8= Tп8 = 30 минут;

Для работы 7-9

tрн7-9= Tр7 = 4минуты;

tро7-9= Tр7+t7-9 = 4+25 = 29 минут;

tпн7-9= Tп9— t7-9 = 54-25 = 29 минут;

tпо7-9= Tп9 = 54 минуты;

Для работы 8-10

tрн8-10= Tр8 = 11минут;

tро8-10= Tр8+t8-10 = 11+32 = 43 минуты;

tпн8-10= Tп10— t8-10 = 62-32 = 30 минут;

tпо8-10= Tп10 = 62 минуты;

Для работы 9-17

tрн9-17= Tр9 = 29минут;

tро9-17= Tр9+t9-17 = 29+12 = 41 минута;

tпн9-17= Tп17— t9-17 = 66-12 = 54 минуты;

tпо9-17= Tп17 = 66 минут;

Для работы 10-17

tрн10-17= Tр10 = 43минуты;

tро10-17= Tр10+t10-17 = 43+4 = 47 минут;

tпн10-17= Tп17— t10-17 = 66-4 = 62 минуты;

tпо10-17= Tп17 = 66 минут;

Для работы 11-12

tрн11-12= Tр11 = 10минут;

tро11-12= Tр11+t11-12 = 10+2 = 12 минут;

tпн11-12= Tп12— t11-12 = 21-2 = 19 минут;

tпо11-12= Tп12 = 21 минута;

Для работы 12-13

tрн12-13= Tр12 = 12минут;

tро12-13= Tр12+t12-13 = 12+13 = 25 минут;

tпн12-13= Tп13— t12-13 = 34-13 = 21 минута;

tпо12-13= Tп13 = 34 минуты;

Для работы 13-14

tрн13-14= Tр13 = 25минут;

tро13-14= Tр13+t13-14 = 25+4 = 29 минут;

tпн13-14= Tп14— t13-14 = 38-4 = 34 минуты;

tпо13-14= Tп14 = 38 минут;

Для работы 14-15

tрн14-15= Tр14 = 29минут;

tро14-15= Tр14+t14-15 = 29+4 = 33 минуты;

tпн14-15= Tп15— t14-15 = 42-4 = 38 минут;

tпо14-15= Tп15 = 42 минуты;

Для работы 15-16

tрн15-16= Tр15 = 33минуты;

tро15-16= Tр15+t15-16 = 33+20 = 53 минуты;

tпн15-16= Tп16— t15-16 = 62-20 = 42 минуты;

tпо15-16= Tп16 = 62 минуты;

Для работы 16-17

tрн16-17= Tр16 = 53минуты;

tро16-17= Tр16+t16-17 = 53+4 = 57 минут;

tпн16-17= Tп17— t16-17 = 66-4 = 62 минуты;

tпо16-17= Tп17 = 66 минут.

События, резервы времени, выполнения которых равны 0, лежат на критическом пути.

Указанные события, соединены жирной линией, обозначают критический путь.

Рисунок 4.1 — Сетевой график (критерий — время, мин.)

5. ОПТИМИЗАЦИЯ СЕТЕВОГО ГРАФИКА

Необходимо оптимизировать сетевой график:

— выявить критический путь сетевого графика. Критическим путем является тот, у которого каждая работа пути = 0, т.е. Ri= 0. В данном случае критический путь состоит из работ 0-1, 1-2, 2-4, 4-17, т.к. R0 = 0 минут, R1 = 0 минут, R2 = 0 минут, R4 = 0 минут, R17 = 0 минут;

— путем сложения работ на каждом пути, кроме критического, выявить продолжительность максимального пути;

— рассчитать коэффициент напряженности работ, не лежащих на критическом пути и выбрать из полученных значений с наибольшей напряженностью;

— после чего начать оптимизацию, т.е. сократить время работ, зависящих от меня, после чего снова рассчитать коэффициент напряженности.

Коэффициент напряженности работ

где t(Lкр) — продолжительность критического пути;

t(Lmax) — продолжительность максимального пути, проходящего через данную работу;

t'(Lкр) — продолжительность отрезка пути t(Lmax), совпадающего с критическим путем.

Кн1-3= 44-6/66-6 = 0,633

Кн3-5 = 44-6/66-6 = 0,633

Кн5-17 = 44-6/66-6 = 0,633

Кн0-6 = 41/66 = 0,621

Кн6-7 = 41/66 = 0,621

Кн7-9 = 41/66 = 0,621

Кн9-17 = 41/66 = 0,621

Кн0-6′= 47/66 = 0,712

Кн6-8= 47/66 = 0,712

Кн8-10= 47/66 = 0,712

Кн10-17 = 47/66 = 0,712

Кн0-11= 57/66 = 0,864

Кн11-12= 57/66 = 0,864

Кн12-13= 57/66 = 0,864

Кн13-14= 57/66 = 0,864

Кн14-15= 57/66 = 0,864

Кн15-16= 57/66 = 0,864

Кн16-17= 57/66 = 0,864

Самый большой коэффициент напряженности на работах 0-11, 11-12, 12-13, 13-14, 14-15, 15-16, 16-17. Исходя из этого необходимо оптимизировать маршрут №3.

Работа 0-11. Движение с первого этажа дома к станции метро «Автозаводская», пешком (время = 10 минут), для того, чтобы оптимизировать данную работу необходимо попросить соседа подвезти на машине из дома до станции метро «Автозаводская», таким образом, сократить время движения на 4 минуты. 10 минут — 4 минуты = 6 минут. (tож0-11 = 6 минут).

Определение ожидаемого времени

tож=(to+4tнв+tп)/6

где tо, tнв, tn — соответственно оптимистическая, наиболее вероятная и пессимистическая оценка времени выполнения работы.

tож0-11 = (5+6*8+7)/6 = 6минут;

tож11-12= (1+4*2+3)/6 = 2 минуты;

tож12-13= (12+4*13+14)/6 = 13 минут;

tож13-14= (3+4*3+5)/6 = 4 минуты;

tож14-15= (3+4*4+5)/6 = 4 минуты;

tож15-16= (19+4*20+21)/6 = 20 минут;

tож16-17= (3+4*3+5)/6 = 4 минуты.

Определяем ранние сроки совершения события Tрj по формуле:

Тpj = max{Tpi+tожij}

0 = 0 минут;

11 = Tр0+ tож0-11= 0+6 = 6 минут;

12 = Tр11+ tож11-12= 6+2 = 8 минут;

13 = Tр12+ tож12-13= 8+13 = 21 минута;

14 = Tр13+ tож13-14= 21+4 = 25 минут;

15 = Tр14+ tож14-15= 25+4 = 29 минут;

16 = Tр15+ tож15-16= 29+20 = 49 минут;

17 = Tр16+ tож16-17= 49+4 = 53 минуты.

Поздние сроки выполнения события Tпj рассчитываются по формуле:

Tпi = min{Tпj — tожij}

Tп17 = Tр17 = 53 минуты;

Tп16 = Tп17— tож16-17 = 53-4 = 49 минут;

Tп15 = Tп16— tож15-16 = 49-20 = 29 минут;

Tп14 = Tп15— tож14-15= 29-4 = 25 минут;

Tп13 = Tп14— tож13-14= 25-4 = 21 минута;

Tп12 = Tп13— tож12-13= 21-13 = 8 минут;

Tп11 = Tп12— tож11-12= 8-2 = 6 минут;

Tп0 = Tп11— tож0-11= 6-6 = 0 минут.

Далее найдем резервы событий Rj:

Ri= Тпi — Трi

R0= Tп0— Tр0=0-0=0 минут;

R11= Tп11— Tр11 =6-6=0 минут;

R12= Tп12— Tр12=8-8=0 минут;

R13= Tп13— Tр13=21-21= 0 минут;

R14= Tп14— Tр14=25-25=0 минут;

R15= Tп15— Tр15=29-29=0 минут;

R16= Tп16— Tр16=49-49=0 минут;

R17= Tп17— Tр17=53-53=0 минут.

Определяем полные и свободные резервы (Rпij, Rcij) для всех работ:

Rпij = Тпj — Трi — tij

Rcij = Tpj — Tpi — tожij

Для работы 0-11

Rп0-11= Тп11-Тр0-t0-11= 6-0-6 = 0 минут;

0-11= Тр11-Тр0-t0-11 = 6-0-6 = 0 минут;

Для работы 11-12

Rп11-12 = Тп12-Тр11-t11-12= 8-6-2 = 0 минут;

11-12= Тр12-Тр11-t11-12 = 8-6-2 = 0 минут;

Для работы 12-13

Rп12-13= Тп13-Тр12-t12-13 = 21-8-13 = 0 минут;

12-13= Тр13-Тр12-t12-13 = 21-8-13 = 0 минут;

Для работы 13-14

Rп13-14 = Тп14-Тр13-t13-14 = 25-21-4 = 0 минут;

13-14 = Тр14-Тр13-t13-14 = 25-21-4 = 0 минут;

Для работы 14-15

Rп14-15 = Тп15-Тр14-t14-15 = 29-25-4 = 0 минут;

14-15 = Тр15-Тр14-t14-15 = 29-25-4 = 0 минут;

Для работы 15-16

Rп15-16= Тп16-Тр15-t15-16 = 49-29-20 = 0 минут;

15-16= Тр16-Тр15-t15-16= 49-29-20 = 0 минут;

Для работы 16-17

Rп16-17= Тп17-Тр16-t16-17 = 53-49-4 = 0 минут;

16-17= Тр17-Тр16-t16-17= 53-49-4 = 0 минут.

В заключении определяем ранние и поздние сроки начала и окончания работ (tрнij, tпнij, tроij, tпоij) по следующим формулам:

tрнij = Трi

tpoij=Tpi + tожij

tпнij = Tпj — tожij

tпоij = Tпj

Для работы 0-11

tрн0-11= Tр0 = 0 минут;

tро0-11= Tр0+t0-11 = 0+6 = 6 минут;

tпн0-11= Tп11— t0-11 = 6-6 = 0 минут;

tпо0-11= Tп11 = 6 минут;

Для работы 11-12

tрн11-12= Tр11 = 6минут;

tро11-12= Tр11+t11-12 = 6+2 = 8 минут;

tпн11-12= Tп12— t11-12 = 8-2 = 6 минут;

tпо11-12= Tп12 = 8 минут;

Для работы 12-13

tрн12-13= Tр12 = 8минут;

tро12-13= Tр12+t12-13 = 8+13 = 21 минута;

tпн12-13= Tп13— t12-13 = 21-13 = 8 минут;

tпо12-13= Tп13 = 21 минута;

Для работы 13-14

tрн13-14= Tр13 = 21минута;

tро13-14= Tр13+t13-14 = 21+4 = 25 минут;

tпн13-14= Tп14— t13-14 = 25-4 = 21 минута;

tпо13-14= Tп14 = 25 минут;

Для работы 14-15

tрн14-15= Tр14 = 25минут;

tро14-15= Tр14+t14-15 = 25+4 = 29 минут;

tпн14-15= Tп15— t14-15 = 29-4 = 25 минут;

tпо14-15= Tп15 = 29 минут;

Для работы 15-16

tрн15-16= Tр15 = 29минут;

tро15-16= Tр15+t15-16 = 29+20 = 49 минут;

tпн15-16= Tп16— t15-16 = 49-20 = 29 минут;

tпо15-16= Tп16 = 49 минут;

Для работы 16-17

tрн16-17= Tр16 = 49минут;

tро16-17= Tр16+t16-17 = 49+4 = 53 минуты;

tпн16-17= Tп17— t16-17 = 53-4 = 49 минут;

tпо16-17= Tп17 = 53 минуты.

Таблица 5.1 — Параметры сети

Предшествующее

событие i

Последнее

событие j

tож

j

Tпj

Rj

Rпij

Rcij

tрнij

tроij

tпнij

tпоij

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

11

6

6

6

0

0

0

0

6

0

6

11

12

2

8

8

0

0

0

6

8

6

8

12

13

13

21

21

0

0

0

8

21

8

21

13

14

4

25

25

0

0

0

21

25

21

25

14

15

4

29

29

0

0

0

25

29

25

29

15

16

20

49

49

0

0

0

29

49

29

49

16

17

4

53

53

0

0

0

49

53

49

53

Коэффициент напряженности работ маршрута №3 (состоит из работ 0-11, 11-12, 12-13, 13-14, 14-15, 15-16, 16-17)

Кн0-11= 53/66 = 0,803

Кн11-12= 53/66 = 0,803

Кн12-13= 53/66 = 0,803

Кн13-14= 53/66 = 0,803

Кн14-15= 53/66 = 0,803

Кн15-16= 53/66 = 0,803

Кн16-17= 53/66 = 0,803

После оптимизации работы 0-11 маршрута №3 напряженность уменьшилась: Кнij до оптимизации = 0,864, после оптимизации = 0,803 соответственно 0,864-0,803=0,061. Коэффициент напряженности уменьшился на 0,061.

Таблица 5.2 — Коэффициент напряженности для всех работ

Шифр работы

Кн до оптимизации

Кн после оптимизации

1-3

0,633

0,633

3-5

0,633

0,633

5-17

0,633

0,633

0-6

0,621

0,621

6-7

0,621

0,621

7-9

0,621

0,621

9-17

0,621

0,621

0-6′

0,712

0,712

6-8

0,712

0,712

8-10

0,712

0,712

10-17

0,712

0,712

0-11

0,864

0,803

11-12

0,864

0,803

12-13

0,864

0,803

13-14

0,864

0,803

14-15

0,864

0,803

15-16

0,864

0,803

16-17

0,864

0,803

Рисунок 5.1 — Сетевой график (критерий — время, мин.)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оптимизация — это своевременное выполнение каждой из работ с наименьшими затратами времени.

В данной курсовой работе были составлены и рассмотрены 5 маршрутов движения из дома на работу (г.Минск, ул.Орджоникидзе д.26 — Минская обл., Минский р-н, пересечение Логойского тракта и МКАД). Исходя из этих маршрутов, был составлен сетевой график по критерию время в минутах, рассчитаны параметры сети. После расчета параметров сети определен критический путь сетевого графика по резервам событий (Ri), т.е. на всех работах маршрута Ri = 0. В данной курсовой работе это маршрут №1, состоящий из работ 0-1, 1-2, 2-4, 4-17, где все они равны 0.

После чего, рассчитан максимальный маршрут, по времени, сетевого графика. Исходя из данных значений, выявлен наибольший коэффициент напряженности работ, который составил 0,864 на работах 0-11, 11-12, 12-13, 13-14, 14-15, 15-16, 16-17 или на маршруте №3.

Для того чтобы коэффициент напряженности на маршруте №3 стал меньше и были наименьшие затраты по времени необходимо оптимизировать работу 0-11.Нужно заранее попросить соседа подвезти из дома, находящегося по адресу г. Минск, ул. Орджоникидзе д.26 до станции метро «Автозаводская» на его автомобиле. В этом случае ожидаемое время станет меньше на 4 минуты: tож0-11 = (9+4*10+11)/6 = 10минут перед оптимизацией, после оптимизации tож0-11, = (5+4*6+7)/6 = 6 минут.tож0-11 — tож0-11, = 10 минут — 6 минут = 4 минуты.

Оптимизация позволила выяснить кратчайшее время выполнения данной работы соответственно уменьшить затраты времени на маршруте.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Лабораторные работы (практикум) по курсу «Организация, планирование и управление машиностроительных предприятий» для специальностей 0513 — «Автомобили и тракторы», 0523 — «Двигатели внутреннего сгорания» Мн.: БПИ, 1987г.

2. Левкович О.А., Гайнутдинов Э.М. Пособие по курсу «Экономика и организация авторемонтного производства» Часть 2 Мн.: БПИ, 1984г.

3. Режим доступа: http://www.minsktrans.by/city/#minsk/bus;99624;15345 Дата доступа: 20.11.2013г.

4. Режим доступа: http://www.marshrut.by/traffic_schedules/raspisanie_ marshrutnykh_taksi/raspisanie_marshrutki_1187/ Дата доступа: 20.11.2013г.

5. Режим доступа: http://info.21.by/transport.html Дата доступа: 20.11.2013г.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Рисунок 1А — Расписание движения автобуса №87с

Примечание — Источник: [1]

Рисунок 2А — Интервалы движения маршрутного такси №1187

Примечание — Источник: [2]

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Рисунок 1Б — Интервалы движения маршрутного такси №1053

Примечание — Источник: [2]

Рисунок 2Б — Интервалы движения электропоездов минского метрополитена

Примечание — Источник: [3]


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17