Право и религия: исторические и современные проблемы

Дипломные работы на заказ

Оглавление

  • Введение 2
  • 1. Сущность, функции, понятие и предназначение права 4
    • 1.1 Понятие и сущность права 4
    • 1.2 Функции права 7
  • 2. Религия 13
    • 2.1 Возникновение религии 13
    • 2.2 Религия и государство 15
    • 2.3 Религия и право 19
  • Заключение 27
  • Список литературы 28

Введение

В историческом аспекте взаимоотношения религии и права имели крайне разнообразные формы. В странах, которые поддерживают демократию, принципы взаимодействия религии и права основываются на их автономности друг от друга, а одни из главных, конституционных прав становится свобода вероисповедания. Современные политические процессы стали причиной появления такой формы взаимоотношения религии и права, как принудительный атеизм, который является государственным мировоззрением и обязателен для всех граждан.

Взаимосвязь религии и права налицо. Религия никогда не являлась только верой в Бога и в жизнь после смерти, в религиозные обряды. Именно религия на протяжении всей истории человечества позволяла овладеть массами и влиять на расстановку сил в обществе.

Религия по-своему объясняет реально существующий мир и регулирует не мнимые, а реальные отношения между людьми. Без религиозной интерпретации чисто земных отношений между людьми религия не смогла бы выполнять сложные социальные функции, в том числе и интегрирующую, потеряла бы свою привлекательность, перестала бы существовать. Сами причины возникновения новых религиозных движений, как правило, носили социально-политический характер. Такие движения появлялись в ответ на назревшие Потребности общественной жизни. Фактически каждая вновь возникшая религиозная секта выступает как социально-политическая ячейка, а система ее воззрений — это новая социально-политическая доктрина, появляющаяся в религиозной форме. Такова в сущности история возникновения христианства, ислама, буддизма, других религий.

Качественно новым этапом в усилении общественно-политической роли религии стало возникновение церкви — религиозной организации, выступающей в качестве средств упорядочения отношений внутри религиозного объединения и его связей со светскими общностями и организациями.

По мере развития церкви усиливались и ее политические функции. Церковь стала играть огромную роль и в укреплении авторитета государственной власти. Многие авторы, анализируя нынешнюю деятельность церкви, рассматривают ее как один из влиятельных компонентов политической системы общества.

Исходя из вышесказанного, был определен предмет, объект, а так же цели и задачи настоящей работы.

Объектом настоящей работы являются право и религия как основные движущие силы социально-политических процессов.

Предметом являются основные современные и исторические проблемы взаимодействия религии и права.

Цель работы — изучить исторические и современные проблемы взаимодействия религии и права.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнит следующие задачи:

-изучить понятие и сущность права;

— охарактеризовать основные функции права;

— рассмотреть процесс возникновения религии;

— изучить взаимодействие религии и государства;

— охарактеризовать взаимодействие религии и права.

Для написания курсовой работы были использованы учебники по теории государства и права, а так же тематические статьи и научные публикации.

Структура работы соответствует поставленным целям и задачам исследования и включает в себя: введение, две главы, разбитых на параграфы, заключение и список использованных источников.

религия право политический общественный

1. Сущность, функции, понятие и предназначение права

1.1 Понятие и сущность права

Под правом понимают обоснованную, оправданную свободу или возможность поведения, признанную в обществе. Кроме данного определения так же существуют и другие. Так, под правом понимают свободы и возможности поведения, которые основаны на обычаях или основанных на принципах справедливости и добра и т.д. Согласно юридической терминологии под правом понимается свобода и возможность поведения, которая называется субъективным правом, основанная на законе и других официальных источниках.

Так же следует сказать, что в любом обществе существует так же и естественное право, которое подразумевает такие права, как право на жизнь, свободу и т.п. Такие естественные права имеют место вне зависимости от того, закреплены ли они законодательно или нет.

Сущность права заключается в регулировании общественных отношений, в достижении такой стабильной организации, организованности общества, при которой регулируется демократия, экономическая свобода, свобода личности. Высшим общественным предназначением права является гарантия в законодательном порядке свободы в обществе, справедливости, оптимальных условий для экономического и духовного начал, исключение произвола и своеволия жизни общества. Именно названные факторы и являются наиболее важной стороной правового регулирования. Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Россмен, 2005. — 418 с.

Сущность — главное, основное понятие в рассматриваемом объекте, а потому ее выяснение представляет особую ценность в процессе познания. Однако к правильному выводу о сущности какого-либо явления можно прийти только лишь в случае, когда оно получило достаточное развитие и в основном сформировалось. Применительно к праву это положение имеет первостепенное значение. Поэтому следует выделить требования к определению сущности права: Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

1. Должно относиться ко всем эпохам и странам, где существовало право.

2. Не должно включать идеологических оценок (как правило, всегда субъективных).

3. Должно учитывать категории всего комплекса социальных наук (социологии, культурологии, психологии и др.), не замыкаясь лишь на правоведении.

В учебной литературе по теории государства и права отношение к проблеме сущности права неоднозначно, а в некоторых отдельных изданиях эта проблема совсем опущена.

Выделяют четыре основных подхода:

1. С марксистско-ленинской точки зрения, вопрос о сущности права трактовался однозначно и не вызывал разночтений. «Сущность права выражается в его классовости. Право — классовый регулятор общественных отношений, обладающий мощной классовой силой. По своей сущности оно представляет возведенную в закон волю господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни». Именно так К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли сущность права в обществе с антагостическими классами.

2. Другая точка зрения на этот вопрос нашла отражение у В.С. Нерсесянца. По его мнению, сущность права — нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях. Сущностные свойства права — это равенство, свобода и справедливость.

3. Современные ученые-правоведы В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что сущность — это «нормативная форма упорядочения и стабилизации общественных отношений, охраняемая государственным принуждением», следовательно, сущностные черты права: стабильность, нормативность, авторитетность, динамичность и охрана государственным принуждением.

4. Но, на мой взгляд, наиболее удачный подход к понятию сущности нашел В.В. Лазарев. Он определял сущность права, как «обусловленная материальными и социальными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и вступающая вследствие этого, общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей». Этот подход выделяет два аспекта: инструментальный и собственно-ценностный. Первый аспект подразумевает, что право — это средство урегулирования общественных отношений, средство управления обществом. Второй же аспект считает правом инструмент согласования воли и интересов различных слоев населения и социальных групп. Тем самым в обществе создается замиренная среда, снижается конфликтность, реализуются интересы социальных групп.

Можно выделить следующие всеобщие сущностные черты права: Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Зевс, 2003. — 516 с.

А) реализация принципов свобод;

Б) равенство права, которое призвано обеспечить формальное равенство возможностей субъектов права;

В) справедливость, то есть право — «эквивалент, мера воздаяния за содеянное.

Таким образом, только рассмотрев и проанализировав подходы к сущности права, можно понять сущность всего права в целом. В свою очередь из анализа сущности можно выделить принципы права.

1.2 Функции права

Раскрывая понятие «функции права», следует обратить внимание и на соотношение таких категорий, как «правовое воздействие» и «правовое регулирование».

Правовое воздействие — это не только чисто нормативное, но и психологическое воздействие, идеологическое влияние права на чувства, сознание и действия людей. К формам правового воздействия относят, например, информационное и ценностно-ориентационное влияние права.

Правовое регулирование — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических норм, правовых отношений, правовых предписаний и др.) упорядочение общественных отношений. Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Россмен, 2005. — 418 с.

Правовое регулирование является одной из форм правового воздействия и соотносится с последним как часть и целое.

Существование различных форм правового воздействия позволяет более четко проводить различие между собственно-юридическим воздействием права (правовое регулирование) и неюридическим (информационное и ориентационное). Понятие «функции права» охватывают оба названных вида воздействия.

Функции права это проявление его имманентных, специфических свойств. В функциях аккумулируются такие свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального феномена: Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

1. Функция права вытекает из его сущности и определяется назначением права в обществе. Функция — это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

2. Функция права — это такое направление воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которого порождает необходимость существования права как социального явления. Таким образом, функция характеризует направление необходимого воздействия права, то есть такого, без которого общество на данном этапе развития обойтись не может (регулирование, охрана, закрепление определенного вида общественных отношений).

3. Функция выражает наиболее существенные, главные черты права и направлена на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

4. Функция права представляет направление его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функций права является ее динамизм.

5. Постоянство как необходимый признак функции права характеризует стабильность, непрерывность, длительность ее действия.

В целях более четкого уяснения «функций права» нужно провести различие между близкими по смыслу понятиями, такими как «роль права», «задача права» и «функционирование права».

Термин «роль права» говорит о значение права в жизни общества, государства вообще, либо на определенном этапе их развития, она имеет более общее значение по отношению к «функции». Именно в этом обнаруживается различие рассматриваемых категорий. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Зевс, 2003. — 516 с.

Термин «задача права» — это стоящая перед правом экономическая, политическая, социальная проблема, которую оно призвано решить. Задача права указывает на постоянную или временную, ближайшую или конечную цель, которой оно должно всемерно содействовать или достичь самостоятельно.

Без реализации функций не может решаться ни одна из задач, стоящих перед правом. Функции всегда направлены на их решение. Следовательно, «определенные задачи» требуют «определенных функций». Задачи же вытекают из экономических, политических и социальных потребностей общества, закономерностями развития государства, исторической обстановкой т.п. Зависимость функций права от его задач выражается: Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М.: Юрайт, 2005. — 271 с.

— во-первых, задачи нередко непосредственно обуславливают само существование функций;

— во-вторых, определяют их содержание;

— в-третьих, самым существенным образом влияют на формирование и методы их реализации, предопределяют конкретные направления правового воздействия.

Термин «функционирования права» подразумевает действие права как элемента социальной системы наряду с государственным механизмом, моралью, политикой, иными социальными регуляторами. Другими словами, функционирование — это действие права в социальной системе, это реализация его функций, воплощение их в общественных отношениях.

Анализ функций права как единой, целостной системы позволяет более полно понять содержание каждой функции.

Система функций права представляет собой сложное, многоуровневое образование и непосредственным образом связана с системой права. В соответствии с элементами, из которых состоит последняя, можно выделить 5 групп функций права, образующих систему их систему:

— общеправовые;

— межотраслевые;

— отраслевые;

— правовых институтов;

— нормы права.

Однако, исходя из общей теории права, рассмотрим основные общеправовые (собственно-юридические) функции.

Можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации общеправовых функций: внутренние (находятся в рамках самого права) и внешние (находятся за его пределами).

Внутренние критерии классификации права вытекают из системы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей реализации. Выделяют следующие собственно-юридические функции: охранительная и регулятивная.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права — регулировать общественные отношения:

1) фиксировать субъективный состав правонарушений;

2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий;

3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы.

Регулятивная функция права реализуется через две свои разновидности: регулятивную динамическую и регулятивную статическую. В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, кредит, сделка). Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Зевс, 2003. — 516 с.

Регулятивная статическая функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении статусов в обществе, обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, глава №1 конституции РФ закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы). Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М.: Юрайт, 2005. — 271 с.

Содержанием охранительной функции заключается в правовом воздействии, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные, государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. В основе охранительной функции находятся в основном запрещающие нормы права. Содержание этой функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания, для юридической ответственности (гражданской, дисциплинарной, административной, уголовной). Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

Следует иметь в виду, что разграничение регулятивной и охранительной функций как самостоятельных направлений правового воздействия имеет определенную теоретическую условность, так как обе функции реализуют основное социальное назначение. В этом смысле через охранительную функцию право определенным образом охраняет социальные ценности, указывая, в частности, гражданам и организациям на законные и целесообразные пути реализации их интересов

Внешним объективным критерием классификации функций права являются различные социальные факторы, определяющие назначение права.

Общество как сверхсложное целое подразделяется на определенные сферы общественных отношений. Обычно выделяют три основные сферы, или системы — экономическую, политическую и воспитательную. Эти функции права называются социальными. Как правило, их определяют как направления обратного правового воздействия на соответствующие сферы общественной жизни.

Заканчивая рассмотрение системы функций права, отметим, что не следует рассматривать их как неизменное образование. Потому что, как только какая-либо сфера общественной жизни становится особенно значимой, то она начинает регулироваться нормами права — правомерно ставить вопрос о существовании соответствующей функции.

Выше было отмечено, что функции права состоят из форм информационного, ориентационного и правового регулирования. В соответствии с этими формами выделяют три формы реализации функций права: информационную, ориентационную и правовое регулирование. Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Россмен, 2005. — 418 с.

2. Религия

2.1 Возникновение религии

В современном мире религия очень динамична и разнообразна. Религия сейчас отражает реалии современного мира и стремится отразить его запросы и требования. С начала мира человечеством было выдумано множество религий, суеверий и т.д.

В 1985 году среди 4,5 миллиардов населения верующих было свыше трех миллиардов разных вероисповеданий. Тем не менее распространенность религии не означает ее истинность.

Мировыми религиями в настоящее время являются христианство, буддизм и ислам. Эти три религии наиболее распространены среди населения нашей планеты.

В любой религии или вероисповедании устанавливаются обязательные для исполнения правила для верующих. Данные правила содержат религиозные книги, решения собраний верующих, духовенства и т.д. Данные нормы могут определять порядок деятельности и реализации религиозных объединений, правила служб и обрядов. Многие религиозные нормы содержат в себе моральные принципы.

В истории права существовали времена, когда религиозные нормы являлись и юридическими, регулировали государственные, политические, гражданские, семейные и другие отношения. В некоторых странах, например в исламских, Коран и Сунна являются основой религиозных, моральных и правовых норм, которые регулирую все стороны жизни граждан и определяют «правильный путь к цели».

Тысячу лет назад Россия приняла в качестве государственной религии христианство. Эта религия распространялась княжеской властью и церковью. За все время ее существования эта религия тесно переплеталась с правом. Крестили в те времена в принудительном порядке. Церковь играла большую роль в укреплении и развитии государственности. В дальнейшем церковь становится крупным землевладельцем и получает налог — десятину. Церковь в те времена имела три круга судебных прав:

1. судебная власть над всем христианским населением по некоторым делам;

2. судебная власть над церковными людьми;

3. судебная власть над населением тех земель, которые были феодальной собственностью. Церкви.

С течением времени церковь стала неотделима от государства. В России создавались церковные школы, храмы и монастыри. Ведущей была Русская православная церковь. Многие номы, которые были установлены православной церковью, являлись частью правовой системы. После того, как церковь отделилась от государства, декретом Совета народных Комиссаров от 20 января 1918 года православная церковь была уравнена с другими религиями. Церковь становится частным обществом, которое образовано на добровольных началах. Такие организации своей целью имели удовлетворение потребностей его членов, которые содержались а счет общества. Тогда население имело возможность обучиться религии как государственным, так и частным способом. К сожалению в прошлом (религиозное) законодательство о религиозных культах не всегда соблюдалось. В 30-е годы разгул беззакония повлек за собой необоснованные репрессии, жертвами которых стали многие священнослужители русской православной церкви. В 60-е закрывались храмы.

В настоящее же время разрушенные в те годы храмы и монастыри восстанавливаются. В современном мире церковь является культурным центром русского народа, а не частью правовой системы общества. Сейчас религиозные нормы соприкасаются с российским законодательством некоторых отношениях. Конституцией России заложены основы деятельности религиозных организаций, гражданам гарантирована свобода совести и вероисповедания. Законодательство дает возможность религиозным организациям иметь статус юридического лица, иметь молитвенные дома, храмы, учебные заведения, а так же иное имущество, которое необходимо для ведения религиозной деятельности.

Некоторые религиозные праздники признаны на государственном уровне.

Гражданин России имеет право заменить военную службу гражданской, если это противоречит его религиозным убеждениям.

Верующим дана возможность свободно и беспрепятственно совершать религиозные обряды, например, вступление в брак, рождение и совершеннолетие ребенка, похороны и т.п. Юридическое значение имеют только документы, которые получаются в органах ЗАГСа или других государственных органах, имеющих право выдавать такие документы. Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

Следует так же сказать следующее. Начавшееся в нашей стране восстановление культуры, исторического сознания, невозможно без возрождения самой цивилизации. А нужно признать, что религия на протяжении тысяч лет служила основой любой известной истории цивилизации, определяла нормы отношений принадлежащих к каждой из них огромных масс людей. Целенаправленная политика уничтожения религии неизбежно приводит к уничтожению основ цивилизации.

2.2 Религия и государство

История многих государств включает в себя взаимоотношения светской и церковной властей, государства и религиозных организаций. В последнее время влияние церкви, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как к важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народов.

Выдающийся русский философ И.А. Ильин (1883-1954) так определил соотношение государства и церкви: «Церковь и государство взаимно инородны — по установлению, по духу, по достоинству, по цели и по способу действия. Государство, пытающееся присвоить себе силу и достоинство церкви, творит кощунство, грех и пошлость. Церковь, пытающаяся присвоить себе власть и меч государства, утрачивает свое достоинство и изменяет своему предназначению. Церковь не должна брать меча — ни для насаждения веры, ни для казни еретика или злодея, ни для войны… в этом смысле церковь «аполитична», задача политики не есть ее задача; средства политики не суть ее средства; ранг политики не есть ее ранг». Анализ законодательства и практики позволяет выделить 2 основных вида статуса церкви в государстве:

1). Государственная церковь, закрепление ее привилегированного положения по сравнению с другими вероисповеданиями.

2). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви.

Статус государственной церкви предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений, а также различные привилегии для религиозных организаций, принадлежащих к государственной церкви. В дореволюционной России такой статус был у Русской православной Церкви.

Для статуса государственной церкви характерен ряд особенностей:

1. В сфере экономических отношений — за церковью признается право собственности на широкий круг объектов: землю, здания, сооружения, предметы культа и т.д. во многих случаях государство освобождает собственность церкви от налогообложения или существенно снижает налоги на нее. Так, до октября 1917 года Русская православная Церковь была освобождена от податей и гражданских повинностей.

1. Церковь получает от государства различные субсидии и материальную помощь. В дореволюционной России православная Церковь получала крупные субсидии от государства (пример — 1907 год — 31 млн. рублей на содержание церковного аппарата).

2. Церковь наделяется рядом юридических полномочий — она вправе регистрировать брак, рождение, смерть, в ряде случаев — регулировать брачно-семейные отношения.

3. В области политических отношений церковь имеет право участвовать в политической жизни страны, в том числе и через представительство церкви в государственных органах. Православная Церковь в дореволюционной России была частью государственного аппарата. Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых по распоряжению царя.

4. В области религиозных отношений союз церкви и государства состоит в том, что глава государства даже при республиканской форме правления дает религиозную клятву или присягу при вступлении в должность. Церковь участвует и в коронации монархов.

5. Церковь обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения, ведет религиозную цензуру печатной продукции, кино, телевидения.

Статус государственной религии, даже в смягченной современной форме, все же ставит Церковь в большую зависимость от государства. В тех государствах, где одна из религий объявлена государственной, могут существовать и другие религии, но их статус более ограничен по сравнению с официальной церковью. В некоторых странах установлено формальное равенство всех религий, что является признаком демократического общества (Ирландия, Аргентина), так как закрепляется терпимость по отношению к другим религиям. Однако это равенство не всегда соблюдается на практике.

Режим отделения церкви от государства существует во многих странах — в современной России, во Франции, в Германии, Португалии и др. Данный режим обусловлен чаще всего стремлением лишить церковь монополии на выполнение идеологической и интеграционной функций, поскольку церковь обладает мощным потенциалом воздействия на сознание людей. Он характеризуется следующими особенностями.

Сегодня в большинстве западных стран церковь отделена от государства. Религиозные меньшинства пользуются религиозной свободой без дискриминаций. Церковь не вмешивается в государственные дела и, наоборот, государство не вмешивается в дела церковные. Отделение не исключает и сотрудничества между государством и религиозными организациями в некоторых делах.

Режим отделения церкви от государства не означает отсутствие всякого контроля со стороны государства за деятельностью религиозных организаций. Государство не уклоняется от правового регулирования их статуса и деятельности.

Режим отделения церкви от государства предполагает правовое регулирование деятельности религиозных организаций, что обеспечивает определенный баланс церковно-государственных отношений и позволяет сотрудничать церкви и государству при решении социальных вопросов. При регламентировании правового статуса религиозных организаций законодательство большинства государств исходит из признания свободы совести и вероисповедания, то есть права исповедовать любую религию, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения.

Что ж, было бы ошибкой думать, что отношения между государством и церковью всегда складывались без взаимных претензий. Недавно сложной проблемой было возвращение церкви незаконно отобранных у нее храмов, монастырей и других культовых учреждений и ценностей. Здесь чаще всего сталкиваются интересы религиозных организаций и музейных учреждений, отстаивающих права охранять и делать доступными для населения некоторые церковные ценности в качестве национальных памятников. В печати дебатировался, например, конфликт церкви и искусствоведов по поводу икон «Троицы» и «Владимирской богоматери» — величайших российских культурных ценностей; или между работниками Пушкинского заповедника и священнослужителями относительно передачи церкви Святогорского монастыря. Большой общественный резонанс приобрел вопрос о целесообразности восстановления храма Христа Спасителя.

Другая не менее сложная проблема — появление в последние годы в нашей стране различного рода мистических сект, зарубежных миссионеров. Некоторые их них пагубно влияют не только на психику людей, но и на физическое здоровье (например, «Белое братство»). Православная церковь апеллирует к государству, полагая, что оно должно установить правовые ограничения для такого рода религиозных объединений.

2.3 Религия и право

Духовная жизнь народа многообразна, к ней относят культуру, веру, искусство, национальный и языковой аспекты и т.д. Настоящая Конституция России не содержит в себе норм, которые бы жестко контролировали опеку государства над религией, а так же устанавливает принцип светского государства.

Светским государством называют государство, в котором не существует какой-либо официальной, государственной религии и ни одно из вероучений не признается обязательным или предпочтительным. Статья 14 Конституции Российской Федерации гласит: «Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Кроме конституционных норм правовое положение религии в нашей стране регулирует федеральный закон Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997). Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

Правовое положение церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести и о религиозных объединениях». Принятие этого закона, как известно, сопровождалось бурной полемикой не только в церковных кругах, но и в самих органах государственной власти.

Причиной появления противоречивых мнений по поводу принятия данного закона по сути явилось различное истолкование положений данного закона. Основой появления различных мнений российских и зарубежных ученых по этому поводу являлось совершенно противоположная оценка роли государства в правовом регулировании религиозной деятельности.

Проводники новой государственной политики в отношениях государства и церкви, воплощенной в новом Федеральном Законе от 26 сентября 1997 года, отстаивают необходимость усиления роли исполнительной власти при создании религиозных объединений и осуществлении контрольных полномочий правоохранительных органов за их деятельностью. Такая позиция учитывает и международную практику. В частности, решением Европейского парламента от 29 февраля1997 года предусмотрена возможность ограничения деятельности религиозных объединений: государствам-членам Европарламента рекомендовано не предоставлять «статус религиозной организации автоматически», а также пресекать противоправную деятельность сект вплоть до их ликвидации.

Так же имели место мнения о том, что рассматриваемый закон по сути своей является дискриминационным и затрудняет работу всех религиозных организаций, кроме традиционных — православных, исламских и буддистских. На самом же деле Закон основывается на межрелигиозной концепции управления государством. Данная концепция предполагает, что протекционистская государственная политика должна распространяться на все созданные легитимно религиозные организации. Данным законом не установлены нормы, которые бы больше благоприятствовали традиционным религиям. Одно единственное упоминание о них содержит преамбула данного закона.

Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» закрепляет превентивные полномочия правоохранительных органов, то есть в данном случае государство заинтересовано в том, чтобы отсутствовала противоправная деятельность тоталитарных сект, которые исключают добровольное членство и препятствуют выходу граждан из таких религиозных объединений.

Механизм государственной разрешительной политики, которая воплощена в полномочиях федеральных органов власти и ведомствах по регистрации, контролю и лицензированию, необходим для предотвращения причинения морального и имущественного вреда людям различного вероисповедания.

Религиозные объединения в России могут создаваться в форме религиозных групп и организаций. Так же следует сказать, что правоспособностью будут обладать только те религиозные организации, которые официально зарегистрированы в органах юстиции.

Федеральный Закон от 26 сентября 1997 года определяет статус факультативного и императивного режимов регистрационных отношений, и их различия обусловлены намерениями лицу, создавших религиозную группу. Факультативный режим применяется в случае, когда учредители религиозного объединения не хотят быть официально зарегистрированными и иметь статус юридического лица. Государственная регистрация является обязательной только в том случае, когда религиозное объединение создается в форме религиозной организации. При этом отказать в регистрации религиозной организации нельзя по мотиву нецелесообразности ее создания.

Для осуществления императивных регистрационных отношений решающее значение имеет временной ценз деятельности объединения на территории России.

Статус общероссийского религиозного объединения могут иметь только централизованные религиозные организации, действующие на территории России на основания, определенных законом, не менее 50 лет, а так же имеющие в составе как минимум три местные религиозные организации, которые официально зарегистрированы на территории одного или нескольких субъектов нашей страны.

Учредители религиозных организаций должны подтверждать в органах юстиции факты своей деятельности на территории, где они расположены, в сроки не меньшие 15 лет. Данное требование не относится к местным религиозным организациям, которые действуют в составе централизованной организации.

Однако все же есть возможность распространения прав юридического лица для местной и централизованной религиозной организации и без временного ценза. Но в подобном случае на учредителей возлагается обязанность проходить регистрацию в органах юстиции каждый год в течение 15 лет. На такие организации наложен целый ряд ограничений. К последним относят: запрет на образование учреждений профессионального религиозного образования, производство, приобретение, распространение религиозной литературы, наличие представительства иностранных религиозных организаций.

Для создания централизованной религиозной организации необходимо выполнить два этапа:

— государственная регистрация местных организаций;

— подача учредителями ходатайства о регистрации централизованной организации.

Для организации религиозной школы религиозная организация должна быть зарегистрирована в органах юстиции, а так еж иметь право ведения образовательной деятельности.

Порядок ликвидации религиозного объединения определяется в административном праве. Вопросы ликвидации религиозной организации регулируются нормами административного кодекса. Ликвидировать или наложить запрет на деятельность религиозной организации может Министерство юстиции РФ либо его территориальный орган. По существу решение о ликвидации принимается в судебном порядке.

Законодательством не регулируются вопросы различия процедур запрету деятельности и процедуры ликвидации религиозной организации. Здесь нужно отметить, что правоспособность конфессиональной организации как юридического лица может быть прекращена только по решению суда. Запрет деятельности для религиозной организации является временной мерой, которая своей целью имеет устранение фактов нарушения законодательства, которые выявились при проверке органами юстиции или иными правоохранительными органами при осуществлении их контрольных функций.

Религиозным организациям недвижимое имущество и относящиеся к нему земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, передается на безвозмездной основе. Так же религиозная организация наделяется некоторыми правами собственника, то есть по решению органов исполнительной власти. В том случае, если религиозной организации передаются культовые здания и сооружения, то имущественные обязанности по их использованию возлагаются на организацию. Религиозные объединения имеют право владения и пользования данными зданиями и сооружениями только для проведения церемоний и религиозных обрядов, которые предусматривают внутренние правила организации. В рассмотренных случаях правомочия собственника ограничены. Договор аренды культовых зданий и сооружений, которые передаются государственными и негосударственными физическими и юридическими лицами, должен предусматривать их функциональное использование. Это фактически означает легитимную возможность существования таких арендных отношений, участниками которых являются только приверженцы данного вероисповедания. Несоблюдение указанных условий влечет за собой недействительность договора аренды.

Органами государственной власти должен проводиться контроль соответствия российскому законодательству внутренних правил религиозных объединений, особенно уставов. Если нет возможности установить данное соответствие, то органы юстиции имеют право приостановить процедуру регистрации до шести месяцев. В это время может быть проведена государственная религиоведческая экспертиза, порядок которой определяется Правительством Российской Федерации.

Органы государственной исполнительной власти взаимодействуют с религиозными объединениями в момент определения статуса учреждений религиозного образования. Государственное устройство России не препятствует тому, что в государственных муниципальных образовательных учреждениях преподаются религиоведческие учебные дисциплины. Администрация указанных учреждений могут удовлетворить просьбы родителей учеников, которые обращаются с вопросами преподавания религиоведческих предметов как факультативных. Таким образом религиозное образование или основы его могут быть получены не только в учреждениях конфессионального образования, но и в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Федеральный закон от 26 сентября 1997 года предусматривает также контроль за религиозными организациями. Функции контроля осуществляют:

1.Органы юстиции (уставная деятельность религиозной организации).

2.Государственная налоговая служба и Федеральные органы налоговой полиции (финансовый контроль).

3. ФСБ и МВД России (специализированный контроль).

Особую разновидность административно-правовых норм в рассматриваемой сфере отношений составляют предписания Федерального закона от 26 сентября 1997 года, которые предусматривают односторонние обязательства органов исполнительной власти. Должностное лицо правоохранительного органа не вправе настаивать на допросе священнослужителя по исповедальным обстоятельствам; разглашение тайны исповеди не допускается даже в случае совершения тяжких уголовных преступлений или административных проступков. Тем самым законом предусмотрен иммунитет священнослужителей в сфере административной и уголовной юрисдикции.

Неучастие Русской Православной Церкви (РПЦ) в государственном строительстве и в осуществлении мирских полномочий исполнительной власти не следует отождествлять с отстраненностью церкви от решения судьбоносных внутриполитических проблем. Все органы внутрицерковного управления РПЦ обладают потенциальной возможностью участвовать в деятельности органов исполнительной власти.

Разработка основ взаимодействия РПЦ и государства отнесена к ведению ее высшего конфессионального органа — Поместного Собора. В период, когда Поместный Собор не созывается, указанные полномочия осуществляются подотчетным ему органом — Архиерейским собором РПЦ. Поместный и Архиерейский соборы являются высшими представительными органами РПЦ, различающимися периодичностью их созыва. Поместный Собор должен созываться не реже одного раза в пять лет, тогда как перерывы в заседаниях Архиерейского собора не могут превышать двух лет. Священный Синод — единственный постоянно действующий орган внутрицерковного управления, который осуществляет полномочия Архиерейского и Поместного Соборов в период между их заседаниями. Председательствует на заседаниях Священного Синода Патриарх РПЦ.

Решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода в сфере взаимоотношений с государством призваны содействовать решению важнейших внутриполитических проблем. В случае кризисных ситуаций высшие органы церкви, руководствуясь доктриной невмешательства в политико-правовые причины разногласий, призваны способствовать примирению противоборствующих сторон. Таким образом, РПЦ выполняет роль духовного арбитра во внутригосударственных конфликтах.

Отделение религиозных объединений от государства ( это более четкая формула, чем отделение церкви от государства ), закрепленное частью второй ст. 14 Конституции РФ, означает, что государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в вопросы определения гражданами своего отношения к религии, в законную деятельность религиозных объединений и не поручают последним выполнение каких-либо государственных функций. В то же время государство охраняет законную деятельность религиозных объединений. Религиозные объединения не могут смешиваться в дела государства, не участвуют в выборах органов государственной власти и в деятельности политических партий. Вместе с тем религиозные объединения могут принимать участия в социально-культурной жизни общества в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность общественных объединений. Указанные положения содержатся в ст. 8 Закона РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”.

Статья 9 Закона “О свободе вероисповеданий” называется “Светский характер системы государственного образования”. Она устанавливает, что обучение в государственных и национальных образовательных учреждениях носит светский характер и не преследует цели формирования какого-либо отношения к религии. В то же время в негосударственных образовательных учреждениях, частным образом на дому или при религиозном объединении, а также факультативах( по желанию граждан ) во всех учебных заведениях преподавание вероучений и религиозное воспитание допускается. Указанное положение нельзя путать как это часто бывает, с возможностью включения в официальное обучение программы государственных и муниципальных образовательных учреждений Закона Божьего или других религиозных дисциплин. Светское образование несовместимо с этим

Заключение

Целью настоящей работы являлось изучение исторических и современных проблем религии и права.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

В России нет официальной и предпочтительной религии, ни одно из существующих вероучений не оказывает влияния на государственную деятельность, систему муниципального и государственного образования.

В демократических государствах в настоящее время не наблюдается каких-либо разногласий религии и права. Их положение сейчас стабильное и не подвергается кардинальным изменениям. Скорее всего такая стабильность является результатом работы государства и церкви по принятию удовлетворяющих стороны решений.

Но все таки, государство в большей степени оказывает воздействие на церковь при помощи законодательства, которое должно обязательно исполняться. Государство может воздействовать на церковь путем ограничений, например, в вопросах собственности, коммерческой деятельности и т.д.

Так же не стоит приуменьшать влияние церкви через верующих на государство. Следует так же отметить, что в настоящее время в России церковь укрепляет свои позиции. Это выражается в открытии новых храмов, возрождении старых, стало выпускаться много религиозных газет и появление в разных издательства статей, которые так или иначе связаны с церковной тематикой.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 30.11.2010) «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997).

3. Ерофеев К.Б. Религия и право. — Издательство «Ладан», — 2006 г. 180 с.

4. Кашанин А. В., Кашанина Т. В. Основы российского г. — права: Учебник для вузов. — 3-е издание, изменённое и дополненное. — М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2005. — 529 с.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. — М.: Юрайт, 2005. — 271 с.

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. — М.: Юрист, 2001.

7. Морозова А.А. Государство и церковь — особенности взаимоотношений // Государство и право. Март 2005.

8. Назаренко Г. В. Теория государства и права: учебное пособие. — М.: Россмен, 2005. — 418 с.

9. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и религия. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество. М., 2005.

10. Теория государства и права / Под ред. Корельского В. Н. и проф. Перевалова В. Д. — М.: Флинта, 2005. — 372 с.

11. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие. — М.: Зевс, 2003. — 516 с.

12. Шаргунов А. Церковь и власть // Москва № 1. 2006.


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17