Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Дипломные работы на заказ

— 11 —

Содержание:

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

1.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения

1.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам

2.2. Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

3.1 Привилегии и иммунитеты почетного консула

Заключение

Список использованных источников

Глава 1. Привилегии и иммунитеты консульских учреждений

Государство пребывания предоставляет консульскому учреждению все возможности для его успешной работы. Для этого консульское учреждение наделяется соответствующими привилегиями и иммунитетами.

Привилегии — это льготы и преимущества, которые предоставляются не только в силу обязанности, вытекающей из международного права, сколько в порядке так называемой международной вежливости и взаимности.

Иммунитеты — это освобождение от гражданской, административной и уголовной юрисдикции государства пребывания.

В соответствии с Венской Конвенцией «о консульских сношениях» 1963 года (далее — Конвенция) «Привилегии и иммунитеты предоставляются не для выгоды отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления консульскими учреждениями функций от имени их государств».

В Конвенции 1963 года консульские иммунитеты и привилегии подразделяются на две категории. К первой относятся: неприкосновенность помещений консульского учреждения, имущества и средств передвижения, корреспонденции и архивов; фискальный иммунитет; право на беспрепятственные сношения представительства со своим центром, дипломатическим представительством аккредитующего государства и другими консульскими учреждениями своего государства; таможенные привилегии; протокольные привилегии. Ко второй категории относятся: неприкосновенность личности, жилища; фискальный иммунитет; таможенные привилегии для сотрудников; освобождение от личных повинностей.

1.1 Неприкосновенность помещений консульского учреждения

Неприкосновенность помещений консульского учреждения является важнейшим иммунитетом консульского учреждения в целом. Данное положение обеспечивается следующим путем:

а) внешней охраны зданий, помещений и земельного участка консульства;

б) ограничения доступа властей страны пребывания в консульские помещения.

Под консульскими помещениями в соответствии с п. «к» ст.1 Венской Конвенции 1963 года понимаются здания или части зданий, используемые исключительно для целей консульского учреждения, и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них П. «к» ст.1 конвенции 1963.

В понятие «земельный участок» включаются принадлежащие консульству двор, сад и автостоянка. Важно помнить, что с точки зрения международного права не имеет значения, на каких правах консульское учреждение владеет данным земельным участком (на праве собственности, аренды, безвозмездной передачи и т.д.). земельный участок, занимаемый консульством, рассматривается как часть территории государства пребывания, на которой действуют законы и постановления этого государства, но с учетом привилегий и иммунитетов консульского учреждения.

Следует отметить, что Конвенция не содержит каких-либо ограничений размеров помещений представительства и, в частности, количества зданий, занимаемых представительством. Отсутствие таких ограничений, однако, компенсируется оговоркой, что понятие «помещение» означает лишь те помещения, которые используются исключительно для целей представительства. Это положение дает возможность государству пребывания лимитировать количество зданий и размер помещений, используемых аккредитующим государством в качестве консульского учреждения.

Помещения консульств пользуются особым статусом, сущность которого передается понятием «неприкосновенность». В подтверждение вышеуказанного положения автор приводит пункт 4 статьи 31 Венской Конвенции : «консульские помещения, предметы их обстановки, имущество консульского учреждения, а также средства передвижения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиций» П.4 ст.31. В доктрине консульского права данное понятие толкуется следующим образом.

Власти государства пребывания не имеют права вступать в консульские помещения без согласия главы консульского учреждения, главы дипломатического представительства аккредитующего государства или лица, назначенного одним из них, за исключением форс-мажорных обстоятельств, когда согласие консула не строго обязательно.

Должностные лица государства пребывания не должны совершать действия, наносящие ущерб представительству, нарушающие его спокойствие или оскорбляющие достоинство его работников.

На государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры:

а) для защиты помещений консульского учреждения от всякого вторжения или нанесения ущерба;

б) для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства со стороны частных лиц.

Важно помнить, что запрещение вступать в служебные помещения консульского учреждения без согласия его главы носит почти абсолютный характер. Как было сказано выше, в случае форс-мажорных обстоятельств (пожар, стихийное бедствие, техногенная катастрофа и т.д.) такое разрешение может отсутствовать. Согласие, данное кем-либо из работников консульского учреждения , юридической силы не имеет.

Однако неприкосновенность консульских помещений имеет свои особенности. Во-первых, в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Конвенции власти государства пребывания не имеют права вступать без разрешения консула только в ту часть консульских помещений, которая используется исключительно для работы консульских учреждений П.2 ст.31. Во-вторых, согласно тому же пункту в случае форс-мажорных обстоятельств, перечисленных ранее, требующих безотлагательных мер защиты, согласие главы консульства на доступ властей государства пребывания в консульские помещения может предполагаться, но не строго обязательно, как это имеет место в случае дипломатического представительства.

Следует отметить, что в двусторонних консульских соглашениях такая «оговорка» может и отсутствовать.

Таким образом, подытоживая все вышесказанное, можно отметить, что государство пребывания должно оптимально сочетать и обеспечение безопасности консульского учреждения, и обеспечение его нормального функционирования.

Установление наличия угрозы безопасности консульского учреждения лежит в компетенции государства пребывания.

Необходимо обратить внимание на то, то неприкосновенность помещений консульского представительства продолжает сохраняться даже в случае разрыва дипломатических и консульских отношений. В принципе неприкосновенность может сохраняться неограниченное время, однако государство пребывания вправе поставить вопрос о возвращении здания и земельного участка при условии соответствующей компенсации. В случае осложнений этот вопрос может рассматриваться в судебном порядке. При положительном для государства пребывания исходе в судебных решениях должно быть записано: «здания и земельный участок, ранее занимавшиеся консульским учреждением, передаются государству пребывания, так как более не используется для консульских целей, и утратили свой иммунитет от местной юрисдикции. Неиспользование здания и земельного участка носило постоянный характер».

1.2 Иммунитеты средств передвижения, принадлежащих консульствам и их должностным лицам

Средства передвижения являются важным фактором, позволяющим обеспечить нормальное функционирование консульского учреждения.

Под консульскими средствами передвижения понимаются любые транспортные средства (автомобильные, воздушные, водные), которые принадлежат, арендуются или предоставляются для регулярного пользования консульским учреждениям, консульским должностным лицам и членам их семей. Следует помнить, что в международном праве и консульской практике не проводится различий между транспортными средствами самого консульского учреждения и транспортными средствами консульских должностных лиц — и те, и другие рассматриваются как консульские средства передвижения в целом.

Отличительным признаком консульских средств передвижения является специальный номерной знак, который выдается соответствующими органами государства пребывания. Такие номерные знаки специальных серий являются необходимым атрибутом консульских средств передвижения, указывающим на наличие соответствующих иммунитетов. Поэтому отказ в выдаче таких знаков либо их изъятие местными властями недопустимы. Это равнозначно отказу в распространении иммунитетов на консульские средства передвижения.

Так, например, первые цифры в номерном знаке обозначают принадлежность транспортного средства тому или иному консульству, вторые три цифры — это непосредственно номер транспортного средства, последние две цифры — номер региона. Если номер транспортного средства красного цвета и имеет литеру «д» — такой автомобиль принадлежит консульскому должностному лицу.

Номерные знаки транспортных средств обновляются ежегодно.

Самым спорным и сложным вопросом относительно консульских средств передвижения является вопрос о возможности осуществления государством пребывания и его компетентными органами тех или иных принудительных действий по отношению к консульским транспортным средствам. Чаще всего в международной практике консульские средства передвижения пользуются неприкосновенностью.

Неприкосновенность консульских транспортных средств определяется следующими положениями:

1) они могут рассматриваться как часть резиденции консула, как своего рода «дом на колесах»;

2) они являются движимым имуществом консульского учреждения.

В Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года иммунитеты средств передвижения регулируются пунктом 4 статьи 31, где говорится, что «средства передвижения консульского учреждения пользуются иммунитетом от любых видов реквизиции». Необходимо отличать консульский иммунитет средств передвижения от дипломатического, так как, в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях 1961 года, транспортные средства дипломатических учреждений наделяются большим иммунитетом, чем средства передвижения консульств. Так, помимо запрета на реквизицию, на дипломатические автомобили распространяется запрет на обыск, досмотр и арест.

Транспортные средства, которые являются собственностью представляемого государства и предназначенные для целей консульского учреждения, освобождаются от всех видов государственных, местных, районных налогов и сборов, однако, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату конкретных видов обслуживания. Практически все двусторонние консульские соглашения предусматривают вышеуказанное положение. Таким образом, консульские средства передвижения освобождаются от таможенных налогов и сборов. Пункт 1 статьи 50 Конвенции 1963 года гласит: «государство пребывания, в соответствии с принятыми в нем законами и правилами, разрешает ввоз и освобождает от всех таможенных пошлин, налогов и связанных с этим сборов, за исключением сборов на перевозку, хранение и подобного рода услуги:

а) предметы, предназначенные для официального пользования консульским учреждением;

б) предметы, предназначенные для личного пользования консульским должностным лицом или членами его семьи, проживающими вместе с ним».

Что касается таможенного досмотра, то согласно Венской конвенции 1963 года, только личный багаж консульских должностных лиц и членов их семей освобождается от досмотра П.3 ст.50 конвенции 1963. Из этого следует, что консульские автомобили подлежат досмотру на таможне, но некоторые двусторонние консульские соглашения в данном положении приравнивают консульский иммунитет к дипломатическому и «запрещают» досмотр консульских средств передвижения. Если же консульские машины перевозят через границу груз для консульства, то его можно досматривать. В соответствии с российским таможенным законодательством и Конвенциями 1961 и 1963 года дипломатические и консульские грузы подлежат досмотру на таможне. В данной ситуации нужно различать досмотр консульского средства передвижения и консульского груза. Консульский груз подлежит досмотру независимо от способа его доставки на таможню.

Помимо вышерассмотренных ситуаций следует предусмотреть также и не указанные в конвенции случаи. Например, как следует поступать в том случае, если консульское должностное лицо или члены его семьи пересекают границу на консульском транспортном средстве и на просьбу открыть салон и багажник отвечают, что там лишь их собственные личные вещи. Правомерен ли досмотр в таком случае? Да, досмотреть машину можно — можно открыть автомобиль, поднимать чемоданы и другой багаж, смотреть, что под ним, но открывать сумки проверяющий не имеет права. Такой полный досмотр будет правомерен только в случае наличия особого распоряжения и обязательно в присутствии соответствующего консульского должностного лица.

Следующая спорная ситуация: возможна ли выписка штрафа консульским должностным лицам за нарушение правил дорожного движения? На этот вопрос дает ответ Конвенция 1963 года — в соответствии со статьей 31 консульские должностные лица освобождаются от административной юрисдикции государства пребывания Ст. 31 . Но следует помнить, что останавливать машину консульского должностного лица с целью предупреждения совершения административного правонарушения уполномоченные на то лица государства пребывания имеют право. Также правомерной будет остановка транспортного средства для проверки документов.

В том случае, когда имеет место дорожно-транспортное происшествие, повлекшее за собой тяжкие последствия, следует опять же обратиться к Конвенции 1963 года — статья 41 гласит: «консульские должностные лица не подлежат ни аресту, ни предварительному заключению не иначе как на основании постановлений компетентных судебных властей в случае совершения тяжких преступлений» П.1 ст. 41. «Консульские должностные лица не могут быть заключены в тюрьму и не подлежат никаким другим формам ограничений личной свободы как во исполнение судебных постановлений, вступивших в законную силу» П.2 ст.41.

Следует отметить, что Конвенция 1963 года не предусматривает обязанность государства пребывания обеспечивать повышенную защиту консульских средств передвижения от посягательств частных лиц. В связи с этим государства пребывания вправе отклонить просьбу иностранных консульств об установлении специальных постов для охраны консульских автомашин. В случае краж предметов из машин или самих машин консульствам следует заявлять об инцидентах городским органам внутренних дел. Только после этого возможно производство специального расследования.

1.3 Иммунитет неприкосновенности почты, архивов и документов консульского учреждения

Венская Конвенция предусматривает, помимо рассмотренных ранее иммунитетов, неприкосновенность консульских архивов и документов в любое время и независимо от их местонахождения Ст.33.

В обычных условиях неприкосновенность архивов и документов обеспечивается в силу неприкосновенности помещений консульского представительства и неприкосновенности консульской почты.

Понятие «архивы» определено в пп. «л» пункта 1 статьи 1 Венской конвенции 1963 года, где сказано, что «консульские архивы включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, ленты звукозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения» Пп. «л » п.1 ст.1 .

Следует отметить, что любой подобный перечень в условиях существующего прогресса в области информатики не может быть исчерпывающим, а следовательно, удовлетворительным.

привилегия иммунитет консульский

Понятие «документы» использовано в конвенции для обозначения текущих документов, которые не относятся к архивам в прямом смысле слова.

Понятие «неприкосновенность» в соответствии с конвенцией означает обязанность государства пребывания обеспечить, с одной стороны, освобождение архивов и документов от каких-либо воздействий со стороны законодательных, исполнительных и судебных органов страны пребывания и, с другой, защиту от посягательств со стороны частных лиц.

Из этого следует, что архивы и документы, попавшие в результате их потери, кражи злоумышленниками или каким-либо иным образом в распоряжение местных властей, должны быть незамедлительно возвращены консульскому учреждению. Местные власти не вправе использовать эти архивы и документы в судебном или административном разбирательстве либо иных официальных целях.

Что касается официальной корреспонденции, то о ее статусе говорится в п.2 ст.35 Конвенции — она неприкосновенна П.2 ст.35. Под официальной корреспонденцией понимается вся корреспонденция, относящаяся к консульскому учреждению и его функциям, то есть, все входящие и исходящие почтово-телеграфные отправления консульского учреждения. Неприкосновенность применимо к корреспонденции означает, что местные власти не вправе вскрывать или задерживать корреспонденцию, а также использовать ее в каких-либо официальных целях.

В соответствии со ст.35 Конвенции консульским учреждениям разрешается устанавливать радиопередатчики и пользоваться ими для осуществления связи со своим руководством, но только при согласии государства пребывания Ст.35.

Значительную сложность представляет вопрос о консульской вализе и консульской почте. В пунктах 3 и 4 статьи 35 Конвенции говорится, что консульская вализа неприкосновенна, не подлежит ни вскрытию, не задержанию. Все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер, и могут содержать только официальную корреспонденцию и документы или предметы, предназначенные исключительно для официального пользования П.3,4 ст.35.

В тех случаях, когда компетентные власти государства пребывания имеют серьезные основания полагать, что в вализе содержится что-то другое, кроме корреспонденции, документов или предметов, предназначенных исключительно для официального пользования, они могут потребовать, чтобы вализа была вскрыта в их присутствии уполномоченным представителем аккредитующего государства. Если же представители консульства откажутся вскрыть вализу, она может быть возвращена в место ее отправления. Во избежание досмотра консульская вализа часто вкладывается в дипломатическую почту, которая имеет статус полной неприкосновенности: ее нельзя вскрывать или возвращать в пункт отправления.

Статья 35 Конвенции вводит в консульские правила принцип использования консульских курьеров: «консульский курьер снабжается официальным документом, в котором указывается его статус и число мест, составляющих консульскую вализу. За исключением случаев, когда имеется согласие государства пребывания, он не может быть ни гражданином государства пребывания, ни, если он не является гражданином представляемого государства, лицом, постоянно проживающим в государстве пребывания» Ст.35. Особо следует обратить внимание на то, что при выполнении своих функций консульский курьер должен находиться под защитой государства пребывания. ему предоставляется личная неприкосновенность, он не подлежит ни аресту, ни задержанию в какой бы то ни было форме.

Хотя консульские курьеры и состоят на службе в ведомствах иностранных дел аккредитующего государства, но, как правило, не имеют консульских рангов и не входят в состав персонала консульства. Этим объясняется сравнительно небольшой объем иммунитета консульских курьеров. Они не освобождаются от уголовной, гражданской и административной юрисдикции государства пребывания, от таможенного досмотра, не пользуется неприкосновенностью и их резиденция. Обычно права курьеров консульских учреждений регулируются двусторонними соглашениями и договорами между государствами на основе принципа взаимности.

Необходимо помнить и о проблемах и разногласиях, возникающих в связи с недостаточной урегулированностью вопроса. Например, международное право не разрешает досматривать консульскую вализу, однако по поводу самого курьера и его багажа или ручной клади ничего в Конвенции не сказано. Неурегулированным в международном праве является и вопрос о возможности ввоза в страну пребывания курьером оружия и ношения его.

Относительно консульской почты нужно помнить, что иммунитеты ей предоставляются только в том случае, если ее оформление удовлетворяет следующим требованиям: «все места, составляющие консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер» П.4 ст.35. Если эти требования не выполнены, то почта может быть возвращена отправителю или вскрыта в присутствии представителя консульства.

Неурегулированным в международно-правовом отношении является вопрос о возможности правомерности проверки консульской почты при помощи технических средств — например, металлодетекторами, рентгеновскими установками и т.д. — Конвенция не содержит формального запрещения по этому поводу.

Что касается привилегий, то к ним можно отнести следующие:

1) представляемое государство имеет право пользоваться своим государственным флагом и гербом в государстве пребывания;

2) государственный флаг аккредитующего государства может быть вывешен и его государственный герб укреплен на здании, занимаемом консульским учреждением, а также на резиденции главы консульства и на его средствах передвижения;

3) помещения консульского учреждения, резиденция его главы, а также жилые помещения работников консульского учреждения освобождаются от всех государственных, местных районных налогов и сборов, за исключением тех сборов, которые представляют собой оплату за конкретные виды обслуживания;

4) государство пребывания в соответствии с действующим законодательством и другими правилами разрешает ввоз и вывоз, освобождает от таможенной пошлины, налогов и сборов (за исключением сборов за погрузку, перевозку, хранение и выгрузку):

а) предметы, предназначенные для личного пользования работников консульского учреждения и членов их семей, включая транспортные средства, в том числе и предметы, предназначенные для обзаведения;

б) предметы, предназначенные для служебного пользования консульского учреждения.

Глава 2. Привилегии и иммунитеты штатных консульских должностных лиц и других работников консульских учреждений

В первую очередь хотелось бы отметить, что персонал консульских учреждений можно разделить на основные группы:

1) консульские должностные лица

2) работники обслуживающего персонала

3) консульские служащие.

Необходимо отметить, что в двусторонних соглашениях может предусматриваться иное деление на группы.

В Конвенции приведен ряд терминов, которые используются в консульских отношениях, а также и в данной работе. Вот некоторые из них: «глава консульского учреждения» — лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

«консульский служащий» — любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

«консульское должностное лицо» — любое лицо, которому поручено выполнение консульских функций в этом качестве;

«работник обслуживающего персонала» — любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

«частный домашний работник» — лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

«работники консульского учреждения» — консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

«работники консульского персонала» — консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала, за исключением главы консульского учреждения Ст.1.

В зависимости от принадлежности к той или иной категории работники консульства наделяются определенными привилегиями и иммунитетами.

2.1 Привилегии и иммунитеты, предоставляемые консульским должностным лицам

К категории лиц, охватываемых термином «консульские должностные лица» относятся: генеральный консул, консул, вице-консул, проконсул, консульский агент и консульский стажер.

Венская конвенция, предоставляя консульским должностным лицам иммунитет от юрисдикции, определяет: «консульские должностные лица не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания в отношении действий, совершаемых ими при выполнении консульских функций» П.1 ст.43. Это положение означает, что иммунитеты консульских должностных лиц носят функциональный, служебный характер.

Предоставление служебного иммунитета означает, что лицо, пользующееся им, освобождается от уголовной, административной и гражданской юрисдикции государства пребывания в отношении действий, совершаемых при исполнении служебных функций.

На практике вопросы, связанные со служебным иммунитетом, нередко вызывают разногласия в отношениях между направляющим государством и страной пребывания.

Лицо, пользующееся служебным иммунитетом в случае совершения уголовного преступления, как правило, привлекается к уголовной ответственности в государстве пребывания, то есть совершение преступления рассматривается как действие, выходящее за пределы служебных обязанностей.

Если на консульское должностное лицо заведено уголовное дело, местные власти государства пребывания обязаны незамедлительно уведомить об этом главу консульского учреждения. У них есть право вызвать консула в компетентные органы, но при этом ему оказывается уважение, и государство пребывания не должно чинить ему препятствий в выполнении консульских функций П.3 ст.41.

Говоря о консульских иммунитетах и привилегиях, следует отметить, что данную проблему невозможно рассматривать на основе только Венской конвенции, так как в двусторонних консульских соглашениях встречается широкое разнообразие. Например, существует не менее 11 вариантов решения вопроса о неприкосновенности личности консульского должностного лица, свыше 15 вариантов решения вопроса об их иммунитете от юрисдикции и т.д.

По конвенции с большинством западных стран неприкосновенность личности имеет ограниченный характер: консульское должностное лицо может быть арестовано и взято под стражу в порядке предварительного заключения в случае совершения тяжкого преступления, а за другие преступления может быть лишено свободы только на основании вступившего в силу приговора суда.

Рассматривая статус неприкосновенности консульских должностных лиц, следует отметить, что в Венской конвенции ничего не сказано о правовом положении их жилища и частной резиденции главы консульского учреждения.

Консульские конвенции, говоря об иммунитетах от юрисдикции страны пребывания, допускают целый ряд изъятий из иммунитетов. Иммунитеты не распространяются на следующие гражданские иски:

1) вытекающие из заключенного работником консульского учреждения договора, по которому он не выступал прямо или косвенно в качестве представителя аккредитующего государства;

2) возбужденные в связи с ущербом, нанесенным каким-либо транспортным средством в результате дорожно-транспортного происшествия по вине работника консульского учреждения в государстве пребывания;

3) касающиеся наследства, в которых работник консульского учреждения выступает в качестве наследника или отказополучателя, исполнителя завещания, распорядителя или попечителя наследства, будучи частным лицом;

4) возбужденные самим консульским должностным лицом по делу, по которому он пользовался бы иммунитетом от юрисдикции.

В доктрине консульского права отмечается, что представляемое государство может отказаться от привилегий и иммунитетов, но этот отказ должен быть определенно выражен, и о нем должно быть сообщено государству пребывания в письменной форме. Причем отказ от иммунитета от юрисдикции в отношении административного или гражданского дела не означает отказа от иммунитета от исполнительных действий, являющихся результатом судебного решения. В отношении таких действий необходим отдельный определенно выраженный отказ П.2 ст.45.

Выступление консульского должностного лица в качестве свидетеля по какому-либо делу регулируется статьей 44 Конвенции — консульские должностные лица могут вызываться в качестве свидетелей при производстве судебных или административных дел Ст.44.

Вместе с тем, если консульское должностное лицо отказывается от дачи свидетельских показаний, к нему не могут применяться никакие меры принуждения или наказания П.1 ст.44.

Следует помнить, что консульские должностные лица не обязаны давать показания по вопросам, связанным с выполнением ими своих функций, или представлять относящуюся к их функциям официальную корреспонденцию и документы. Они также не обязаны давать показания, разъясняющие законодательство представляемого государства П.3 ст.44.

Положения о налоговых и таможенных привилегиях регулируются статьями 49-59 Конвенции. В соответствии со статьей 49 Конвенции, консульские должностные лица, а также члены их семей, проживающие вместе с ними, освобождаются от налогов, сборов, пошлин личных и имущественных, государственных, местных, районных, за исключением:

а) косвенных налогов;

б) налогов на частное транспортное имущество;

в) налогов на наследственное имущество;

г) налогов и сборов на частный доход;

д) сборов, взимаемых за конкретный вид обслуживания;

е) регистрационных, судебных и иных сборов Ст.49.

Таким образом, создается режим, в соответствии с которым консульские должностные лица не освобождаются от налогов в отношении деятельности, выходящей за пределы их служебных функций.

Что касается освобождения от таможенных пошлин и досмотра на таможне, то эти моменты регламентируются пунктами 1-3 статьи 50 Конвенции. В ней говорится, что таможенные пошлины не взимаются с предметов для личного пользования консульского должностного лица, включая предметы, предназначенные для его обустройства и для его официального пользования Ст.50. От уплаты таможенных пошлин также освобождаются члены семьи консульского должностного лица.

В отношении досмотра багажа консульского должностного лица имеются две совершенно противоположные «теории»: во-первых, освобождается от досмотра личный багаж консульского должностного лица, если нет на то серьезных оснований, а во-вторых — не освобождает от досмотра личного багажа ни при каких условиях.

Консульские должностные лица освобождены от всех видов трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей. Это же положение касается и членов семей консульских должностных лиц.

Статья 53 Конвенции определяет начало и конец консульских иммунитетов и привилегий: «привилегии и иммунитеты начинают действовать в отношении консульского должностного лица с момента его вступления на территорию государства пребывания или, если оно уже находится на этой территории, с момента, когда оно приступило к выполнению своих обязанностей в консульском учреждении» Ст.53. Привилегии и иммунитеты консульского должностного лица прекращаются с того момента, когда оно покидает территорию государства пребывания, или по истечении разумного срока, который достаточен для того, чтобы покинуть территорию данной страны.

В отношении членов семей консульского должностного лица иммунитеты прекращают свое действие, когда эти лица покидают территорию государства пребывания или перестают быть членами семьи консульского должностного лица.

В случае смерти консульского должностного лица члены его семьи, проживающие с ним, продолжают пользоваться предоставленными им привилегиями и иммунитетами до момента оставления страны пребывания или до истечения разумного срока, о котором упоминалось ранее.

Также в случае смерти работника консульского учреждения или члена его семьи государство пребывания разрешает вывоз движимого имущества умершего, кроме приобретенного в государстве пребывания, вывоз которого запрещен на момент смерти Стр.400 колосов.

В результате рассмотрения вышеуказанных проблем, автор приходит к следующим выводам:

1. иммунитеты и привилегии консульских должностных лиц невозможно рассматривать лишь на основе Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года, а следует учитывать и двусторонние соглашения в области консульского права, которые отличаются широким разнообразием в трактовке вопросов предоставления иммунитетов;

2. консульские должностные лица наделяются служебным иммунитетом, в то время как универсального подхода к этой проблеме не существует. Поэтому на практике решение указанных вопросов нередко вызывает разногласия между направляющим государством и государством пребывания;

3. двусторонние конвенции показывают, что существует широкое разнообразие в предоставлении иммунитетов и привилегий консульским должностным лицам различных стран.

2.2 Иммунитеты и привилегии административно-технического и обслуживающего персонала

Важность постановки вопроса о предоставлении иммунитетов и привилегий административно-технического и обслуживающего персонала объясняется двумя обстоятельствами:

— в первую очередь тем, что значительную часть работников консульского учреждения составляют представители именно этих категорий;

— во вторую очередь тем, что данная проблема остается и по сей день спорной и малоизученной.

Многосторонняя Конвенция предоставляет административно-техническому персоналу объем иммунитетов, почти равный иммунитетам консульских должностных лиц. То есть их иммунитеты и привилегии носят служебный характер и распространяются только на действия, совершаемые ими при исполнении своих функциональных обязанностей.

Анализ иммунитетов и привилегий, предоставляемых административно-техническому и обслуживающему персоналу консульских учреждений различных государств, показывает, что они достаточно сильно разняться между собой.

Что касается иммунитетов от юрисдикции страны пребывания, то можно сказать, что административно-технический и обслуживающий персонал консульств отдельных стран (например, Японии, Норвегии, США, Франции) Стр.88 книга не подлежит юрисдикции судебных или административных органов в отношении действий, совершаемых при исполнении своих функциональных обязанностей.

Отличия имеются и в иммунитете жилых помещений и личного имущества. Здесь особое положение занимает консульство КНДР. Жилые помещения его административно-технического и обслуживающего персонала неприкосновенны. Само консульство и средства передвижения пользуются иммунитетом от обыска, ареста и реквизиции.

Различия также встречаются и в таможенных иммунитетах. Освобождены от таможенных пошлин наравне с административно-техническим персоналом посольств сотрудники и члены их семей консульств США, а данная категория лиц из консульства КНДР — даже от досмотра на таможне. Тогда как административно-технический персонал консульств Италии, Франции, Литвы освобожден от таможенных пошлин только на предметы, предназначенные для первоначального обзаведения. Не облагается пошлинами на таможне личный багаж административно-технического и обслуживающего персонала консульств Германии и Польши, а конвенция с Японией распространяет этот иммунитет и на членов семей консульских должностных лиц.

Глава 3. Институт почетного консула. Правовой статус почетного консула

Издавна международная практика знает помимо штатных консульских должностных лиц и категорию нештатных, почетных консулов. Венская Конвенция закрепляет это деление консульских должностных лиц на две категории, регулируя и режим, применяемый к почетным консулам и возглавляемым ими консульским учреждениям, в отдельном разделе. Конвенция подчеркивает факультативный характер института почетных консульских должностных лиц: каждое государство свободно решать, будет ли оно назначать или принимать почетных консулов Ст.68.

Почетный консул — это лицо, не состоящее на государственной, дипломатической или консульской службе, но выполняющее отдельные консульские функции в стране пребывания по поручению представляемого государства С.174 Г.Э. Лапин. Жалованья от назначающего государства почетные консулы не получают, а в виде вознаграждения им идет часть сборов, взимаемых ими за консульские действия.

Почетный консул не обязательно является гражданином представляемого государства, он также может быть гражданином государства пребывания и третьего государства в отдельных случаях.

Главная функция почетного консула — это содействие развитию торгово-экономических связей и мореплавания, консульская помощь бизнесменам представляемого государства, защита прав и интересов его граждан.

Статус почетного консула дает доступ в высшие официальные сферы консульского округа, на дипломатические и консульские приемы и т.д.

Согласно Положению о Почетном консуле РФ им может быть как гражданин РФ, так и гражданин иностранного государства из числа лиц, занимающих видное общественное положение в государстве пребывания и обладающих необходимыми личными качествами, а также имеющих возможность должным образом выполнять возложенные на него консульские функции Ст.1.2 Положения о Почетном консуле РФ.

При назначении почетный консул получает патент, удостоверяющий его полномочия и указывающий его полное имя, фамилию, гражданство, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения. Почетный консул приступает к исполнению своих обязанностей по получении согласия государства пребывания. Лицо, назначаемое почетным консулом, дает письменное обязательство о том, что оно будет исправно выполнять порученные консульские функции и не будет требовать за это заработной платы или другого вознаграждения.

Почетные консулы подразделяются на следующие классы:

— почетный генеральный консул;

— почетный консул;

— почетный вице-консул;

— почетный консульский агент.

3.1 Привилегии и иммунитеты почетного консула

Привилегии и иммунитеты, которыми обладает почетный консул, не распространяются на членов его семьи, в отличие от иммунитета штатного должностного лица.

Государство пребывания должно освобождать почетных консулов от всех трудовых и государственных повинностей независимо от их характера, а также от воинских повинностей, таких, как реквизиции, военные контрибуции и военный постой Ст.67.

Консульские помещения консульского учреждения, возглавляемого почетным консулом, нанимателем или владельцем которых является представляемое государство, освобождается от всех государственных, местных и районных налогов, сборов и пошлин, за исключением тех, которые представляют собой плату за конкретные виды обслуживания.

Международная практика показывает, что функции штатного и почетного консула совпадают во многих отношениях. С учетом этого Венская конвенция 1963 года предусматривает применимость к почетным консулам и консульствам ее ключевых положений, касающихся статуса и деятельности штатных консульств, а также прав и обязанностей государства пребывания и государства, учредившего почетное консульство. В ряде вопросов, таких, как неприкосновенность консульских архивов и документов, защита консульских помещений, освобождение от таможенных пошлин, защита почетных консульских должностных лиц, освобождение их от личных повинностей и некоторых других, Венская конвенция закрепила положения, отражающие специфику консульств, возглавляемых почетными консулами, включая вопросы их привилегий и иммунитетов как граждан страны пребывания. В частности, предусматривается, что, если против почетного консула возбуждается уголовное дело, этот консул должен явиться в компетентные органы. Но при производстве по делу ему должно оказываться уважение и, за исключением случаев, когда оно арестовано или задержано, должно ставиться как можно меньше препятствий для выполнения им консульских функций. Когда возникает необходимость задержать почетное консульское лицо, судебное преследование против него должно быть начато в возможно короткий срок Ст.63.

Государство пребывания обязано предоставлять почетному консулу такую защиту, какая может потребоваться в связи с занимаемым им официальным положением.

Заключение

Привилегированное положение консульских должностных лиц не просто прихоть, а необходимое условие нормального осуществления ими своих функций.

Без предоставления консулам и консульским помещениям особых прав и преимуществ выполнение возложенных на них задач по защите интересов представляемого государства и его граждан было бы невозможным.

Еще в Преамбуле Венской конвенции о консульских сношениях 1963г. Особо подчеркивается, что привилегии и иммунитеты предоставляются консульским должностным лицам и консульским учреждениям не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления этими учреждениями функций от имени их государства.

Право беспрепятственного сношения со своими правительством, неприкосновенность консульских помещений, архивов и документов, личная неприкосновенность консульских должностных лиц не только служат гарантиями нормального осуществления консульской деятельности, но и предоставляют собой акт официального признания и уважения государством пребывания суверенитета аккредитующего государства.

В данной работе автором были рассмотрены иммунитеты и привилегий консульских учреждений, консульских должностных лиц, административно-технического персонала консульских учреждений, а также привилегии и иммунитеты, предоставляемые нештатным ( почетным ) консулам. Также был изучен вопрос определения объема консульских привилегий и иммунитетов не только на основе Венской конвенции 1963г., но и на основе двусторонних консульских конвенций государств.

Особый акцент в работе был сделан на главной особенности консульского иммунитета — его функциональном (служебном ) характере, который отличает консульский иммунитет от дипломатического, носящего абсолютный характер.

Список использованных источников:

Нормативные акты:

1. Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года — СПС «Гарант», 2008

2. Положение о Почетном консуле РФ 1998 года — СПС «Гарант», 2008

3. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года — СПС «Гарант», 2008

4. Консульский Устав РФ 1976 года — СПС «Гарант», 2008

Учебная литература:

1. Бекяшев С.П. Международное публичное право.- М.:Проспект,2001

2. Бирюков П.Н. Международное право: учебное пособие — М.: Юристъ, 1998

3. Блищенко И.П. Дипломатическое право.- М.: Высшая школа, 1990

4. Волкодав В.Я. Основы дипломатического и консульского права — Мурманск, 1996

5. Колосов Ю.М. Международное право — М.:Юнити-Дана, 2005

6. Лапин Г.Э. Консульская служба: учебное пособие — М.: Международные отношения, 2005

7. Плотникова О.В. Консульские отношения и консульское право — М.:, 1999

8. Смирнов Ю.М. Консульское право: практика применения — М.:НИМП, 2001

9. Соловьев Э.Я. Основы консульского права: учебное пособие — М.: Ось-89, 2005

10. Тункин Н.Г. Международное публичное право — М.:Юридическая литература, 1992

11. Ушаков Н.А. Международное право: учебник — М.: Юрист, 2000


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17