курс дошфак Тема методика развития монологической речи Цели

Дипломные работы на заказ

курс дошфак
Тема: методика развития монологической речи.
Цели: 1) овладеть методикой формирования связной речи у детей; 2) формировать умение моделировать и проводить занятие по развитию речи; 3) учиться работать с научно-методической литературой.
Вопросы для самоконтроля за усвоением содержания:
Значение развития монологической речи у дошкольников.
Значение монологической речи для детей дошкольного возраста очень велико потому, что, во-первых, ребёнок использует монологическую речь, описывая что-либо, а также повествуя или рассуждая о чем- или ком-либо. Во-вторых, монологическая речь всегда описывает факты действительности, то есть речь находится во власти временной или причинно-следственной связи, что «заставляет» дошкольника не только использовать весь свой уровень интеллекта при данном виде речи, но и думать. В-третьих, данный тип речи учит ребёнка говорить взаимосвязано и понятно, то есть учит разбираться в грамматике и синтаксисе, основывая на всём многообразии простых и сложных предложений.
Особенности монологической речи, ее отличие от диалога.
Монолог — связная речь одного лица. Цель монолога — сообщение о каких-то фактах. Особенности монологической речи заключаются в том, что ребёнок дошкольного учреждения учиться мыслить, рассуждать, описывать, повествовать о чём-либо, а значит, и красиво говорить, плавно связывая одно предложение за другим. То есть ребёнок учится мыслить логически и фактически верно. Также монолог учить ребёнка разбираться в начальных основах синтаксиса и грамматике, что позже пригодится ему и в школе, и в каком-либо другому учебном заведении рангом повыше. Диалог ребёнок слышит каждый день, начиная сызмальства, поэтому с ними проблем у детей не возникает, монолог же –– более трудная форма речи, которая намного реже встречается в обыденной жизни ребёнка. Именно поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить грамотно излагать свои мысли по какому-либо поводу. Главным отличием монолога от диалога является то, что первый тип речи относится, как правило, к книжному стилю речи, когда диалог, скорее, разговорная речь. Главной задачей монолога является не передача реплик по какому-либо поводу, а воздействие на людей, слушающих эту речь.
Формы монологической речи, их характеристика.
Существует три формы монологической речи, соответствующие трём функциональным стилям Русского Языка: повествование, описание, рассуждение. Следовательно, существуем монолог-повествование, монолог-описание и монолог-рассуждение. Каждый из этих форм монологической речи обладает какими-то своими определёнными чертами и характеристиками. Так, например, монологу-описанию свойственно описание фактов или действий, следующих друг за другом. В то время, как описание основывается на одновременности существования каких-либо фактом или действий. Также описанию присуще более полное и детальное описывание явление, при этом в данном стиле речи очень важна роль точных ярких и нешаблонных прилагательных/эпитетов, раскрывающих самые важные характеристики предмета описания. Монолог-рассуждение –– это, прежде всего, сообщение о фактах или действиях, опирающееся на значение причинно-следственных связей и отношений. Рассуждение заставляет ребёнка думать, искать связи и закономерности между каждым предложением в тексте, делать определённые выводы на основе взаимоотношений предложений в тексте.
Требования к организации монологической речи детей.
Перед тем, как ребёнок начнёт описывать какой-либо предмет, прибегая при этом к разным стилям речи, комбинируя между собой повествование, описание и рассуждение, воспитатель должен подготовить ребёнка к процедуре рассказывания. Ребёнок должен в полной мере представлять тот предмет, который собирается описывать, опираясь на свои ощущения, связанные с цветом, формой, размером, запахом, вкусом, звучанием. Также для описания всех этих характеристик, ребёнок должен изначально обладать достаточным багажом слов, в частности прилагательных. А значит, перед тем, как ребёнок сам начнёт описывать то или иное явление/предмет, с ним должна быть проведена беседа в виде диалога на данную тему, чтобы у него отложились в памяти данные слова. Например, воспитатель может играть с детишками в игру, опирающуюся на вопросно-ответную форму изложения мыслей. В этой игре малыши будут опираться на логику и на знания, которые уже имеются у них. Если ребёнок затрудняется в ответе, то воспитатель должен ему помочь, тем самым натолкнув на верный ответ. Можно использовать как наводящие, так и подсказывающие вопросы (закрытые), которые подразумевают ответные формы: да/нет. Например, у котёнка два ушка, да? Но всё-таки данный разговор не должен перетекать плавно в форму диалога, собственное «Я» ребёнка выдвигается на передний план. Но чем старше становится ребёнок, тем более сложные речевые цепочки он должен уметь говорить. Наводящие и подсказывающие вопросы должны исключаться. Также для более взрослых детей предлагается не только описывание какого-либо явления, но и мнение о нём с нравственной и морально-этической точки зрения.
Чтобы научит ребёнка всему этому, нужно регулярно читать ему сказки, рассказывать стихи, петь с ним песни, изучать новые слова, повторяя их. Также можно прибегнуть к методике рассказывания о чём-либо по картинке (статической или подвижной). При описывании предметов, ребёнок должен опираться на свои воспоминания, опираться на реальные объекты действительности, рассматривать картинки, а также с ним должны регулярно заниматься не только воспитатели, но и родители дома. Всё это, в итоге, должно дать замечательный результат для использования ребёнком монологической формы речи.
5.Подготовительная работа в младшей группе к формированию связной речи.
Для развития связной речи у ребёнка нужно знакомить его с фольклором. Например, примерно с двух лет нужно разучивать с детьми потешки и другие формы устного народного творчества. Главная трудность для детей в использовании связной монологической речи заключается в том, что ему нужно сосредотачиваться на определённом предмете, изучая и исследуя его. Также ребёнок должен учиться находить связи между предметами и явлениями и уметь заключить их в единые предложения. Взрослые должны как можно больше разговаривать с малышом, выслушивать его монологи, направлять в нужно русло и поправлять, если что-то не получается, при этом не ругая, а лишь помогая. Для лучшего развития монологической речи используются несложные пересказы и сочинения. Например, ребёнка можно попросить придумать собственную сказку или небольшой рассказик на какую-либо тему. Но не только ребёнок должен учиться чему-то, воспитатель также должен уметь слушать детей, помогать пересказывать сказки и сочинять их.
Для подготовки связной речи детей младшей группы воспитателю нужно: научить ребёнка подражать часто слышащим словам и звукам. Обучить этому детей можно с помощью различных прибауток, потешек, стихов, песенок. Также воспитатель должен научить ребёнка правильно тембрально окрашивать свою речь с эмоциональной точки зрения. Ребёнок должен научиться правильно распознавать интонацию удивления, радости, огорчения и другие. Причём ребёнок и сам должен научиться употреблять подобные интонации в своей речи. Постепенно в лексикон ребёнка нужно вводить слова, обозначающие окружающих его людей, предметов, природы, животных (учиться подражать их голосам, называть основные части тела, методы передвижения и прочее), также ребёнок должен знать основные овощи фрукты и овощи, которые употребляются им в пищу. Ребёнок должен научиться описывать предметы и явления с помощью некоторых признаков, научиться понимать вопросы и использовать некоторые глаголы в своей речи. Для всего этого с детьми нужно регулярно заниматься, разговаривая с ними, рассказывая сказки, заучивая какие-то стихотворения, описывая предметы.
6.Речевые умения дошкольников, необходимые для создания монолога.
Ребёнок должен уметь связно рассказывать о событиях, происходящих в его жизни или уже прошедших. Для этого дети должен включать свою память. Должен уметь рассказывать о предметах, наблюдаемых в данный момент времени или, опять же, находить в своей памяти какие-то отрывки о том или ином предмете речи. Уметь рассказывать по картинка как статичным, так и подвижным, а также рассказывать о чём-либо, смотря кинофильм. Ребёнок должен обладать определённым запасом слов, чтобы создавать монологи. Должен знать какие-то стихотворения, сказки, потешки, прибаутки и другие элементы фольклора наизусть, чтобы употреблять в своей речи слова из них. Также ребёнок должен уметь отвечать на вопросы или на цепочки вопросов, чтобы более точно и детально описывать явления и предметы действительности. Чтобы создать монолог, ребёнок должен уметь разговаривать со своим собеседников в форме диалога, ведь именно с помощью него в речь и память малыша закладываются какие-то новые слова/фразы/предложения/эмоциональные окраски. Также ребёнок должен видеть причинно-следственные связи между событиями и не терять связь во времени для правильного описывания явлений или предметов. Ребёнок должен уметь правильно играть голосом, то есть эмоционально окрашивать его.
7.Последовательность работы по формированию монологической речи.
Начинать ребёнка использовать в своей речи монолог можно с двух годов. Например, разучивая и читая ребёнку небольшие стишки и потешки. С четырёх лет ребёнок уже можно использовать в своей речи монологи-повествования, монологи-описания, монологи-рассуждения. Чтобы научить детей правильно описывать те или иные явления, с ними нужно регулярно заниматься, обогащать их лексикон новыми фразами, словами, предложениями. С помощью игровой или вопросно-ответной формы заучивать новые стихотворения, песни, сказки и иные элементы устного народного творчества. Взрослые всегда должны выслушивать ребёнка, помогать ему, наталкивать на нужные слова и мысли, научиться «копаться» в памяти для нахождения правильных фраз, научить ребёнка пересказывать что-либо или сочинять самому сказки и рассказики. Чем старше становится ребёнок, тем больше новых слов он должен регулярно изучать, тем длинные цепочки предложений он должен уметь составлять, тем более сложные причинно-следственные связи находить между явлениями. Для достижения эффективного результата с ребёнком должен работать не только воспитатель, но и регулярная работа должна производиться с ним дома родителями.

Практическая часть
Определите недочеты в детских рассказах. Какие речевые умения сформированы?
В первом рассказе ребёнок практически ничего не ответил на сам вопрос, как он играет с братом. Он описал брата, он рассказал, что любит Коля, он представил его, но сами действия игры описаны ребёнком не были. Поэтому главной ошибкой является несоответствие заглавия текста и самой его сути;
Во втором тексте нарушены причинно-следственные и временные связи. Ребёнок скачет с одной темы на другую вместо того, чтобы остановиться на описании любимой игрушки более ярко и детально. Но зато ребёнок может ответить на вопрос, почему у Пети нет трактора, он видит между этими двумя событиями какую-то взаимосвязь, что очень хорошо;
Третий текст достаточно хороший. Он подробно описывает происходящее на улице зимой в прямой последовательности действий. Единственное замечание –– текст достаточно сухой и неинтересный. В нём вообще отсутствуют описательные обороты и интересные прилагательные;
В последнем тексте нарушена хронология события. Непонятно, где дети увидели лису, с чего вообще всё началось? Первое предложение стоит в самом конце текста. Но в целом, в данном тексте понятно, о чём идёт речь.
2) С какой целью воспитатель предлагал данные


+7 (812) 389-23-13

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17

+7 (499) 649-65-17

Работаем: Пн-Пт, с 10 до 17